Как формируется себестоимость, маржа и наценка
Конечная цена продукта для потребителя основана на различных факторах, включая себестоимость. В неё входят все текущие затраты на изготовление и сбыт. себестоимость продукции формула — это сумма производственных и коммерческих затрат. На следующем этапе определяем, что такое маржа и наценка в чем разница между терминами.
Для себестоимости используются несколько видов вычислений:
- Цеховая. Включают расходы на обслуживание оборудования, производственные процессы;
- Прямая. Сырьё, материалы, комплектующие, оплата труда, налоги;
- Производственная. Себестоимость плюс косвенные затраты, без которых сложно организовать работу (аренда, оборудование);
- Полная. Учёт всех расходов.
Для производства продукта необходимые материальные, трудовые прямые и косвенные накладные затраты, а также калькуляция расходов на управление. К внешним факторам, влияющих на себестоимость, относится конкуренция, ситуация на рынке, изменение цены на сырьё или законодательства, а также последствия экономической политики. Внутренние факторы включают загрузку производства, интеграцию новых технологий, а также эффективное управление расходами. К производственным затратам относят сырьё, материалы, зарплату, ремонт, энергоресурсы. В состав коммерческих входят управленческие и административные расходы, маркетинг и дистрибуция. Для снижения себестоимости можно оптимизировать рабочие процессы, снизить затраты на энергоресурсы, более эффективно распоряжаться финансами, сменить поставщиков.
Наценка — это разница между ценой продажи и ценой закупки. При расчёте важно учитывать затраты на единицу товара, стратегию развития компании, узнаваемость бренда, а также конкурентоспособность продукта. Маржа это уже разница между выручкой и чистой прибылью. В валютном эквиваленте показатели будут одинаковыми, но в процентном соотношении маржа распределяется в рамках 100%, тогда как наценка может быть выше 100%. Наценка демонстрирует добавочную стоимость, а маржа — прибыльность, рентабельность и эффективность деятельности. Этот показатель позволяет принимать соответствующие управленческие решения, связанные с ассортиментом, объемами, корректировкой цен и другими аспектами. От этого зависит часть выручки, которая будет принадлежать предпринимателю. Увеличение себестоимости также повышает маржу.