Все фишки нового мотора Aston Martin, которые держат в секрете
Компания Aston Martin показала свой чудо-двигатель V6. Специалисты внимательно рассмотрели мотор и выяснили, чем на самом деле крут этот агрегат.
Первое видео с чудо-мотором в главной роли британцы опубликовали в самом конце марта. Инженеры раскочегарили предсерийный агрегат на испытательном стенде. Да так, что разогрели его докрасна. Именно этот движок, напомним, будет ставиться на гиперкары Aston Martin Valhalla. Последний поступит на рынок в количестве всего лишь 500 единиц.
Чем же на самом деле интересен Twin-Turbo V6 от Aston? Неужели скромным тиражом или самим фактом, что этот мотор – первый, созданный специалистами компании Aston Martin, за последние полвека? Разумеется, не только этим. Хотя о революции в двигателестроении, речи здесь, увы, уже не идёт. Впрочем, отказаться от применения контрактных движков AMG британцы, наконец-то, смогут. Особенно отрадно, что применяться мотор собственной разработки будет в сочетании с электромотором.
Движок TM01 выполнен по схеме Hot V. Иными словами, турбины размещены прямо в развале блока цилиндров. Такое решение прекрасно известно поклонникам баварской марки BMW. Притом известно оно, скорее, печально: как показывает практика, у Hot V более чем скромный ресурс и букет почти неустранимых проблем. Впрочем, не будем о грустном, речь идёт о "сердце" гиперкара. Ресурс для него – далеко не главное.
Новейший мотор с отдачей более 1 000 л. с. с трёх литров объёма обязан своим показателям множеству технологических наворотов. По всей видимости, на этом движке реализована технология Jet Ignition, пришедшая на серийные моторы из мира Формулы-1. Данная система основана на повышении эффективности сгорания топлива на всех режимах работы агрегата. Реализован скрытый потенциал путём использования турбулентного реактивного зажигания. Поджиг топливовоздушной смеси происходит в так называемой предварительной камере, затем струи раскалённых газов, поступающие в цилиндр между 12 и 15 градусами перед ВМТ через ряд направленных микроскопических отверстий, поджигают основной объём смеси. Поджиг смеси в основной камере происходит одновременно сразу в нескольких точках плазменными струями, пробивающими смесь насквозь. Благодаря этому обеспечивается равномерность горения и снижение детонации. Воспламенение происходит не в центре цилиндра, как на обычных моторах, а направленно – сверху вниз. Система Jet Ignition, помимо прочего, позволяет новому движку полностью соответствовать самым жёстким экологическим стандартам (Евро-7) и выдавать конский крутящий момент во всех возможных режимах работы.
Новейший движок, напомним, предназначен для гиперкара. Разумеется, на нём применена технология "сухого" картера – чтобы масло не только не отливало на виражах, но и лучше охлаждалось. В нижней части агрегата можно рассмотреть массивный масляный насос, выполняющий одновременно функцию фильтра. Масло при резких торможениях, разгонах и поворотах не будет вспениваться и подхватывать пузырьки воздуха. Это же позволит улучшить баланс управляемости и максимально занизить центр тяжести (обычный масляный поддон – это лишние сантиметры снизу).
На новом движке "Астона" привод ГРМ осуществляется цепным приводом. На это намекает Y-образная крышка характерной формы в передней части мотора. Распределительных валов на моторе четыре. Агрегат снабжён системой изменения фаз газораспределения. Подтверждение тому – характерные чёрные кругляши на торцах валов. Также на фотографиях можно рассмотреть сопла турбин BorgWarner. Над ними возвышаются блоки управления заслонками, расположенными на "горячей" стороне. Через массивные отверстия сверху воздух забирается извне, а через нижнюю пару выводится уже сжатый воздух. Затем он прогоняется через интеркулеры и подаётся в корпуса блоков дросселей. На прототипе движка они выполнены итальянской фирмой Dellorto.
В совокупности такое сочетание технических наворотов даёт мотору TM01 впечатляющие возможности по обеспечению высокой полки крутящего момента на любых оборотах. Не последнюю роль в этом, разумеется, будет играть вспомогательный электрический привод. Испытать в деле серийный британский движок, ориентировочно, можно будет в 2022 году. По заверениям производителям, он позволит гиперкару Valhalla разгоняться с 0 до 100 км/ч за 2,5 секунды. Заявленная максималка модели – не менее 350 км/ч.