В Украине вступил в силу важный закон для автомобилистов
Сегодня, 27 сентября, вступил в силу Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования сферы парковки транспортных средств. Закон кардинально меняет правила парковки и наказания за их нарушения. Чтобы не попасть впросак, мы советуем обратить внимание на шесть ключевых новаций.
Парковочные инспекторы
Украинские города смогут создавать службу муниципальных инспекторов, которые наравне с полицией будут привлекать к ответственности тех, кто нарушил правила остановки-стоянки автомобилей или не оплатил услугу парковки.
Парковочные дружины будут финансироваться из местного бюджета. Инспекторы смогут выписывать штрафы и эвакуировать машины. Все случаи эвакуации детально выписаны в законе — всего их 16.
Сейчас в законе прописано, что автомобиль можно эвакуировать, если он существенно мешает движению. Теперь вольная трактовка исключается. Автомобиль смогут эвакуировать, например, если он стоит на проезжей части во втором ряду, на железнодорожных переездах, трамвайных путях, эстакаде, мосту, пешеходных переходах, при выезде с прилежащих территорий, на полосе общественного транспорта, велодорожках и т.д.
После задержания транспортных средств инспектор должен безотлагательно сообщить об этом в Нацполицию, с указанием времени и места, куда был эвакуирован автомобиль. Эту информацию смогут найти и сами автомобилисты — все подобные сведения будут размещаться на веб-портале исполнительного органа местного совета.
Забрать задержанный автомобиль со штрафплощадки, можно будет только после уплаты штрафа, а также стоимости транспортировки и хранения.
Тарифы за эвакуацию: за авто до двух тонн – 720 грн. Хранения – 144 грн за сутки.
Фото-/видеофиксация
Для задержания транспортного средства инспекторы обязаны будут в режиме фотосъемки или видеозаписи зафиксировать нарушения в протокол.
«У инспекторов будет соответствующая экипировка и программное обеспечение. Съемка ведется с руки, там будет указываться местонахождение автомобиля, дата и время съемки. Информация будет защищена и закрыта от вмешательства», — объясняет один из разработчиков законопроекта Павел Фролов.
Штрафы без водителя
Инспектор не обязан дожидаться водителя, как сейчас. Копию постановления или уведомления о привлечении к административной ответственности за зафиксированные нарушения будут оставлять на лобовом стекле автомобиля.
В постановлении будет указан идентификатор доступа к информации о нарушении, и водитель сможет ее просмотреть в электронной базе данных.
Калькуляция штрафов
За неуплату парковки придется заплатить штраф, в 20 раз превышающий стоимость одного часа парковки, исходя из тарифа, установленного местным советом. За занятое место для людей с инвалидностью — в 30 раз. Таким образом, устанавливая разные тарифы на парковку, местные власти смогут регулировать въезд транспорта в центр города и загруженность различных улиц.
Также предусмотрены два льготных периода оплаты штрафа, когда можно будет заплатить 50% — в момент фиксации и в десятидневный период после получения постановления собственником автомобиля.
Сейчас только в Киеве действуют три различных тарифа по оплате стоимости парковки в зависимости от территориального расположения площадки (5, 7 или 10 грн за 1 час). Столичный мэр Виталий Кличко заявлял, что теперь штраф за незаконную парковку в Киеве превысит 1000 грн.
Безналичный расчет
Вводится запрет на наличный расчет при уплате парковочного сбора. Предполагается, что муниципалитеты введут автоматизированную систему оплаты — через мобильное приложение, терминалы, банковский счет и т.д.
Таким образом из расчетов исключается человеческий фактор, что минимизирует возможность коррупции.
Также предусмотрена ответственность инспекторов за получение оплаты на руки. Штраф — от 850 грн.
Презумпция виновности
Одна из самых резонансных норм документа – автоматическое признание вины владельца транспортного средства, если нарушение зафиксировано в режиме фото- или видеофиксации. Таким образом создается механизм «заочного» привлечения к административной ответственности собственника автомобиля, а не человека, который непосредственно им управлял. Авторы утверждают, что так система работает в странах ЕС и большинстве развитых цивилизованных городов мира.
«В мире вас не спрашивают, а сначала машину увозят, и лишь потом вы платите за то, чтобы забрать ее со штрафплощадки. И платите совершенно другие деньги, чем здесь. Все делается прозрачно, для того чтобы избежать любых человеческих факторов или трактовок», — отмечал ранее в комментарии LIGA.netдепутат Киевсовета Георгий Ясинский.
Поскольку в Украине очень много автомобилей находятся не в управлении их владельцев, в законопроекте прописан механизм, защищающий права собственника. Модель позаимствовали в Эстонии. У хозяев авто появится возможность вносить в реестр собственников автомобилей МВД лицо, которое непосредственно управляет автомобилем (создается отдельное поле «ответственный пользователь»). В таком случае «письма счастья», будут приходить указанному лицу, а не на владельцу.
Несогласный со штрафом владелец не сможет забрать эвакуированный автомобиль со штрафплощадки, пока не заплатит. Только после этого он может оспорить решение о штрафе в судебном порядке. Если правила парковки нарушило авто на иностранных номерах, ответственность будет возлагаться на того, кто ввез транспортное средство в Украину.