Украинским водителям подготовили новое бескомпромиссное наказание
Украина стала на шаг ближе к бескомпромиссным наказаниям за «пьяные» ДТП. В Верховной Раде в первом чтении приняли законопроект №7064, который меняет Уголовный кодекс и вводит отдельное наказание для водителей, совершивших ДТП в пьяном виде. Их на много лет будут сажать в тюрьму и пожизненно лишать прав. Но, как выяснили Autonews.ua, увеличение наказания будет несущественным, к тому же авторы закона даже подыгрывают пьяным убийцам, снижая на 2 года максимальную планку наказания.
В законопроекте сказано, что если водитель совершил пьяное ДТП, в котором кто-то из потерпевших получил тяжкие травмы или погиб, или если погибших было несколько, то это будет наказываться лишением свободы на 8-10 лет, а права заберут на 10 лет.
Если за рулем автомобиля полиция поймает пьяного водителя, который раньше уже совершил пьяное ДТП с пострадавшими, был лишен за это прав, но продолжил ездить, то он сядет на 5 лет и будет пожизненно лишен прав.
Очень показательна динамика, если сравнить эти меры с наказаниями за ДТП, в которых виновник был трезв.
То есть мы видим, что сурово наказывать будут не тех, кто просто сел пьяным за руль, а еще и совершил «дополнительное деяние», то есть покалечил или убил других.
Выведение аварий, совершенных в пьяном состоянии в отдельный вид ответственности — довольно смелый шаг для украинских законодателей. Будет ли эта «дубинка» эффективно пугать любителей сесть за руль пьяными — большой вопрос.
«Во-первых, каждый, кто садится за руль в состоянии опьянения, так или иначе рассчитывает, что последствий никаких не будет в виде ДТП, тем более с пострадавшими. Каждый думает «это не со мной». Поэтому вряд ли этот закон напугает людей, склонных ездить в состоянии опьянения, настолько, чтобы они перестали это делать«, — говорит Autonews.ua автоюрист Вадим Володарский.
«Второе, — говорит он, — у нас большие проблемы как с доказыванием состояния опьянения, так и с защитой от обвинения в пьяной езде, если эти обвинения несправедливы. Так что еще не известно на самом деле, для кого это будет хуже — для следствия по делам с действительно пьяными, или для защиты, когда эти обвинения несправедливы«.
Юрист обращает внимание, что у нас и так в делах по ст. 286 (Нарушение правил безопасности дорожного движения) если доказано состояние опьянения, это всегда считалось отягчающим обстоятельством. В таких случая наказание назначалось ближе к высшему пределу.
«Поэтому, с точки зрения практики, это увеличение наказания не будет таким существенным, как кажется авторам законопроекта. Поэтому я достаточно сильно сомневаюсь, что это на что-то повлияет. Плюс не стоит забывать, что несмотря на то, что у нас есть громкие ДТП, привлекающие внимание, в том числе и с пьяными водителями, на самом деле на состояние опьянения в общей статистике аварийности приходится несколько процентов. Поэтому даже если мы каким-то образом пьяных водителей полностью уберем, то это не столь существенно повлияет на аварийность, как это многим, не имеющим отношения к практике по делам о ДТП, кажется«, — сказал Autonews.ua Вадим Володарский.
Довольно нелепо на законопроекте попытался попиариться один из его авторов — Олег Ляшко. Он победоносно заявил, что пьяных виновников ДТП будут сажать на 15 лет, а повторно севших за руль после лишения прав — на 10 лет. На самом деле таких цифр в законе нет и близко.
Наоборот, предложенные изменения снижают верхнюю планку наказаний за ДТП с большим количеством погибших.
Вадим Володарский говорит, что уже давно не видел, чтобы по ст. 286 виновным давали больше 10 лет тюрьмы. «Поэтому на практике это вряд ли приведет к существенным изменениям«, — отмечает он.
Но адвокат Иван Либерман указывает, что при должной изворотливости защиты, виновный может «выторговать» себе значительное послабление наказания.
«То, что уменьшается верхний порог — это плохо. Это позволяет пьяницам думать «а, ну адвокат если что постарается, добьется «три на пять» и все будет нормально». Чем больше верхняя граница наказания, тем это хуже для преступников.
То, что поднялась нижняя граница на год, это только формальный повод говорить об усилении наказания. Ну соберут защитники пьяного водителя на несколько позитивных характеристик больше, смягчающих обстоятельств, и будет как раньше.
И третье — сегодняшнее наказание «от 7 до 12» идет как за особо тяжкое преступление, а если сделают «от 8 до 10», то это будет считаться как тяжкое. И если при особо тяжком преступлении просить о снисхождении почти невозможно, то при квалификации как «тяжкое» для убийцы людей появляются варианты«, — сказал Autonews.ua адвокат Иван Либерман.
Читайте также: