Удается ли автомобилистам и байкерам мирно делить дорогу?
На днях в Украине и мире отпраздновали День мотоциклиста. По этому случаю Autonews.ua поинтересовались у известных в мотодвижении людей, как сейчас чувствуют себя по соседству байкеры и автомобилисты? Получается ли у них мирно делить дороги и меняется что-то из года в год? Ответы оказались далеко не самыми предсказуемыми, как мы могли подумать!
Артур Будагов, президент мотоклуба Angels MC (Днепр):
— У нас в стране ничего пока не меняется. Проблемы порой возникают из-за взаимного неуважения друг к другу.
Сказать, что кто виноват больше, кто меньше, я бы не стал. Спорный вопрос. Это больше проблема не в том, кто на чем передвигается, а в головах участников дорожного движения.
Андрей Музыка, руководитель мотошколы 105 Garage:
— Мотоциклистов становится все больше — это выход для людей, которые не хотят стоять в пробках. А отношения на дорогах из года в год только хуже. Возможно, есть связь с внутриполитической ситуацией — народ злее стал. Так вроде как везде. Процент «действительно» водителей сокращается с каждым днем. Полиция плохо справляется с контролем, и для автомобилистов пересечь двойную сплошную или резко рвануть на красный стало в порядке вещей. Очень много пьяных за рулем. Так само создают опасность любители внезапно перестроиться перед мотоциклом из полосы в полосу. Про таких даже шутку придумали о том, что у них две отмазки: «Та ладно, я же тебя видел, все рассчитал» либо «Я тебя не видел», которыми они потом оправдываются перед мотоциклистами. Из-за наплыва новичков в мотодвижение тоже есть проблемы. «Правовой нигилизм» со стороны мотоциклистов встречается не часто, но он проявляется. когда на мотоцикл садятся дети. Очень большая ошибка нашего законодательства, что права категории «А» можно получить в 16 лет. То есть, в 16 лет человек может купить любой самый мощный мотоцикл. Начинают летать.
Чтобы улучшить ситуацию, должна быть пропаганда правильных моделей поведения в СМИ, социальной рекламе. А пока никто не напоминает: «Водители, смотрите в зеркала», «Мотоциклисты, не нарушайте скоростной режим». Очень не хватает законодательной базы, очень не хватает полиции и прав у полицейских.
Вадим Володарский, автоюрист, мотоциклист:
— Двухколесной техники у нас становится больше, мотоцикл становится более привычным зрелищем. И в связи с этим их больше принимают во внимание. Что касается нарушений со стороны мотоциклистов, то в последние годы в Киеве в разы стало меньше тех, кто ездит без документов. Хотя по регионам, конечно, встречается. Езда между рядами правилами движения не запрещена. Тут вопрос в том, что это надо с умом делать. Есть мотоциклисты, которые делают это с разницей в 100 км/ч и иногда это заканчивается печально. Но таких сравнительно немного. Мотоциклист, когда проезжает, он соразмеряет интервал. И если для многих водителей автомобилей ощущение габарита это проблема, то для мотоциклистов такой проблемы нет. Потому, что самое широкое место — это руль, а оно под руками и перед глазами. Ты видишь, где проедешь, а где нет. Так что мотоциклисту в таком случае надо просто не мешать. Но если мотоциклист зацепит машину, которая не маневрировала, он будет виноват. Водителям автомобилей при изменении направления движения и открытии дверей надо просто смотреть в зеркала.
Если говорить об отношении к мотоциклистам в судах, то какой-то особой специфики тут нет. Иногда бывают случаи, когда есть предвзятость при определении вины мотоциклиста, но нельзя сказать, что это достаточно массовая практика. Бывает, что мотоциклиста пытаются обвинить как раз в тех случаях, когда правила нарушили по отношению к нему. Но, во-первых, в основном это бывает по админделам. А во-вторых, это бывает достаточно редко.
Дмитрий Буренин, руководитель организации «Мотохелп»:
— Я бы не сказал, что есть что-то такое в отношениях мотоциклистов и автомобилистов. Вопрос в менталитете водителей в принципе. Есть некоторые автомобилисты и мотоциклисты, которые ненавидят всех участников дорожного движения, считают друг друга дураками. Надо уважать всех людей на дороге, независимо от их транспортного средства. Я был в Азии, о которого принято говорить «как ужасно водят в Азии», и я не видел ни одной аварии. Да, там много перестроений, но все друг друга уважают, все хотят доехать до дома. А у нас надо средние пальцы друг другу в окно потыкать, доказать, кто прав, а кто не прав. Это проблема всего общества, есть нормальные люди, а есть не очень.
В 2018 году в Украине тяжелых аварий и смертности среди мотоциклистов чуть меньше, чем в 2017 году. Прошлый был особо сложным. Пока что страшной картины нет. У автомобилистов наиболее грубые нарушения это разворот через сплошную и поворот налево (когда не пропускают помеху справа) и проскоки на красный. А у мотоциклистов главная беда — это скорость. Некоторые ребята покупают быструю спортивную технику и мы часто таких нарушителей наблюдаем. Но в общем — уважали бы люди правила, уважали бы друг друга, то на дороге всем было бы лучше и комфортнее. Потому, что у нас это дикость. Надо развиваться.