Растаможка автомобиля по-украински: водитель 11 лет не может побороть систему
Украинец 11 лет назад приобрел за границей автомобиль, привез домой, уплатил пошлину, но затем к нему предъявили претензии относительно неправильной процедуры растаможивания. Чиновники решили, что в Италии автомобиль считается грузовым, а в Украине это не грузовик. Герой этой истории – не зубастый бизнесмен, а обычный ровенский дедушка.
«Больше всего обидно, что машину законно купил, законно растаможил, но за недачу взятки в тысячу долларов я до сих пор не могу пользоваться законно им», — рассказал Федор Петрович Фурманюк. Обычно его авто стоит во дворе и просто гниет, потому что попытка проехаться может обернуться крупным штрафом.
«Нам не страшны московские вши, нам страшны украинские гниды. И я теперь понял глубину этих слов. Действительно, я с гнидами 11 лет имею дело. Это мстят за то, что не дашь им на лапу… Такого я не мог за 70 лет подумать, что так может действовать свое государство… Свои руководители, против своего человека«, — признается мужчина.
Документы есть, таможня зафиксировала, плату взяла, но потом появились таможенники другие, которые доказывают: это там, в Италии, машина грузовая, а у нас — никакая не грузовая. И что самое главное — суд становится на сторону этих таможенников.
75-летний дедушка из села Турковичи на Ровенщине показывает кипы документов – это отписки госорганов, фальсифицированные, по его мнению, решения судов и письма к первым лицам государства с просьбой помочь. С первого взгляда его автомобиль – обычный пассажирский, но если заглянуть внутрь, то понимаешь, что это маленький грузовой фургон с одним пассажирским сиденьем, а сзади место для грузов. Но в 2007 году на таможне решили иначе и назвали это авто грузопассажирским. Кажется мелочь, однако изменение классификации измерялась на тот момент дополнительными 25 тысячами гривен акциза – это были огромные средства в 2007 году. Таможня заявила тогда, что дедушка может доставить второй ряд сидений и возить людей. Тогда в 2007 просто на границе СБУ надавило на Ягодинскую таможню и мужчина таки заехал в Украину, заплатив то, что должен – за свой мини-грузовик. Однако его еще там тихонько предупредили: завезти завез, но на учет не поставишь – в Ровно его все равно сделают грозопассажирским.
«Таможенник Липич Сергей, который растаможивал, сказал: мол, приедешь в Ровно – там тебе покажут«, — рассказал владелец машины.
По дороге дедушка заехал в Луцк и получил сертификат соответствия – в нем его FIAT подтверждают, как грузовой автомобиль. Документы производителя четко на это указывают – перевозки пассажиров в задней части машины не предусмотрено. Однако на таможне угрозы сбылись. «Ваша машина проблемная. В чем проблема? Она не грузовая. Говорю: вот немецкие документы – лкв, ласткрафтвагон – грузовое авто. Фиат пунто вен – фургон, грузовой. Это в Италии грузовая, в Германии грузовая, у нас она не грузовая», — рассказал дедушка содержание разговора с таможенниками.
Не секрет, что игра с классификациями машин приносила львиную долю взяток таможенникам. В 2007-м дедушке предложили за 1 тысячу долларов все же сделать ее грузовой. «Ко мне подходит гражданский «решала» у таможни. Он не таможенник, он прислуга для таможенников по сбору денег. Говорю ему, что она растаможена. Он: ну, что вы, не знаете, где живете», — вспоминает Федор Фурманюк. Дед отказывается давать взятку, обращается в правоохранительные органы – в деревню приезжает целая комиссия и делает вывод, что авто действительно грузовое. Прокуратура даже пишет предписание, но таможня очень не любит тех, кто нарушает отработанные схемы – и прокурорское предписание просто игнорирует. «Прокуратура мне говорит, что мы вас будем защищать в суде. Так как предписания не исполняет начальник таможни», — рассказал владелец авто. В прокуратуре хорошо помнят, как судились за дедушкину машину. «На тот момент прокуратура приняла все меры, поскольку мы даже в кассационную инстанцию подавали заявление о пересмотре двух предыдущих решений», — рассказала начальник отдела процессуального руководства в уголовных производствах Ровенской областной прокуратуры Татьяна Павлюковец.
Но суды встали на сторону таможни, причем основанием стали аргументы других таможенников – то есть решение основывалось на показаниях одной из заинтересованных сторон процесса. «Они ссылались на решение центрального органа лабораторных исследований таможни», — говорит Павлюковец. Эксперты этой лаборатории назвали FIAT грузопассажирским потому что… не нашли в интернете доказательств, что он грузовой! При этом экспертиза ровенского криминалистического центра МВД, который признал, что машина является явным грузовиком, показания дилеров FIAT о конструкции данного типа автомобиля, определенного заводом-производителем как VAN, и другие доказательства Фемида просто проигнорировала. Причем термин VAN даже загадочно исчез из судебной документации – там машина называется просто Fiat Punto. Беда в том, что такое авто тоже существует, и оно действительно пассажирское.
Журналисты предложили таможенникам простую вещь: еще раз пересмотреть все документы дедушки и исправить несправедливость. Но те в ответ заявили, что есть решение суда.
«Возможно, оно очень странное, но я вам еще раз говорю – европейское и украинское законодательство не является идентичным«, — заявил заведующий юридического сектора ровенской таможни Сергей Демьянюк.
В странах ЕС автомобили разделяют на два вида – грузовые и легковые. В Украине же придумали третью категорию – грузопассажирская. В ровенской таможне говорят, что дед может переоборудовать авто, доставить второй ряд сидений и возить пассажиров. Однако в машине признаков таких возможностей, например, крепления для ремней безопасности – нет. Более того, журналисты провели эксперимент с живым человеком – ппопросили соседа дедушки проверить на себе те комфортные, по словам таможенников, условия перевозки. Невысокий и худой мужчина согласился, но сразу же уперся головой в потолок.
Независимые эксперты в Киеве предоставили ТСН свой вывод относительно автомобиля. «По результатам рассмотрения сообщаем, что согласно данным компьютерной программы Auto-VIN и интернет-ресурсов идентификационный номер кузова ZFA 18800000505627 присвоен изготовленному в сентябре 2002 года автомобилю марки FIAT модели PUNTO Van S. Указанное транспортное средство отнесено к товарной позиции 8704 Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (моторные транспортные средства для перевозки грузов)», — такой вывод предоставил Государственный научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр МВД. Итак, грузовиком этот автомобиль является не только для всего мира, но и для украинского государства, но не для его судов и таможни.
Если бы у дедушки была возможность нанять хорошего адвоката, для того не составило бы труда осудить таможню и заставить возбудить дело за подтасованные кем-то факты в суде. Но денег у мужчины нет. Единственная душа, которая его поддерживала – жена – умерла два месяца назад так и не дождавшись, когда ее муж выйдет победителем в борьбе с государственным спрутом. «Нервничала, что я так добиваюсь, она очень хотела поехать к родственникам своим, к сестре, к брату на машине. Машина-то есть. Так и не дождалась», — говорит Федор Фурманюк. Пока же дедушка и дальше крутит педали старого велосипеда, как делал это все 11 лет, имея на дворе собственный автомобиль. Его нежелание платить взятку, а сделать все по закону, кажется, очень дорого ему стоило.