Поставь на место: когда эвакуация автомобиля незаконна?
Нарушения Правил, из-за которых можно потерять кучу нервов и времени, вызволяя машину со штрафстоянки, широко известны. А как насчет эпизодов, когда эвакуация транспортного средства противоречит законодательству? Давайте разбираться.
Езда в состоянии алкогольного опьянения, управление автомобилем при лишении водительского удостоверения или его отсутствии как такового, забытое свидетельство о регистрации транспортного средства, остановка под знаком, запрещающим остановку или стоянку (если эти знаки установлены вместе с табличкой «Работает эвакуатор»), парковка на месте для инвалидов, на тротуаре или ближе пяти метров до пешеходного перехода, остановка с созданием препятствий – эти и другие нарушения могут привести к эвакуации автомобиля на штрафстоянку.
При этом следует помнить о ситуациях, когда процедура незаконна. К таковым относится наличие тонировки не по регламенту – за желание уединиться в полумраке вам светит никак не эвакуация, а санкции по части 3.1 статьи 12.5 КоАП: «Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, – влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Также поводом для пугающей многих водителей меры не могут являться изменения в конструкции автомобиля. Забыли дома «права»? Этот неприятный промах тоже не основание вызывать «зеленого крокодила». Если инспектор угрожает эвакуацией, то напомните ему, что наказание за подобный проступок регламентирует часть 2 статьи 12.3 КоАП: «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Юристы отмечают, что иногда эвакуация происходит с нарушениями со стороны сотрудников ГИБДД. Один из самых острых моментов – это когда транспортное средство грузят на платформу и вдруг появляется водитель, требующий вернуть ему его собственность. При подобном раскладе дальнейший сценарий однозначен. Согласно части 1.1 статьи 27.13, «задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку».
«Если причина задержания может быть устранена на месте и владелец (водитель) находится рядом, то автомобиль ему обязаны вернуть. Главное условие — эвакуатор к этому времени не начал движение с погруженным на него транспортным средством», – напоминает юрист и автоэксперт Сергей Смирнов. Как быть, если «зеленый крокодил» еще не уехал, а сотрудник ГИБДД настаивает на отправке машины на штрафстоянку и не отдает ее хозяину? «В этом случае нужно снимать на видео, что владелец на месте был до момента начала движения эвакуатора и готов был устранить причину задержания», – говорит Смирнов.