Получать «права» и регистрировать автомобили будем по-новому
1 ноября в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №9251. Он предусматривает ряд изменений в сфере предоставления административных услуг по выдаче водительского удостоверения и регистрации транспортных средств.
Разработчики этого законопроекта не скрывают, что законопроект соответствует позиции Министерства внутренних дел, а следовательно, он имеет высокие шансы быть принятым.
Среди прогрессивных изменений внесенного проекта закона следует выделить прежде всего определение перечней документов, необходимых гражданам для получения каждой из админуслуг МВД, а также четкие размеры платы за их предоставление.
Сейчас эти вопросы регулируются на подзаконном уровне. На практике это приводит к непрозрачным платежам за услуги, а также к необоснованным требованиям к заявителям о подаче дополнительных документов. Законопроект способен защитить граждан от таких проблем в сфере услуг МВД в случае его принятия.
Но целый ряд проблем законопроект оставляет без решения. Даже игнорируя официально определенную государственную политику.
В частности, законопроект не предусматривает передачи полномочий по выдаче/обмену водительского удостоверения и регистрации/перерегистрации транспортных средств от МВД к местному самоуправлению.
Хотя это должно было состояться еще во втором квартале этого года, что предусмотрено планом мероприятий по реализации Стратегии реформирования государственного управления на 2016-2020 гг.
Децентрализация услуг МВД обеспечит максимальное их приближение к потребителям, а также будет способствовать их максимальной интеграции в центры предоставления админуслуг (ЦНАП).
Таким образом, жителям сел, поселков и небольших городков больше не придется ездить в райцентр, чтобы заказать (обменять) водительского удостоверения или зарегистрировать автомобиль. Это можно будет сделать совсем рядом с собственным домом.
К тому же средства за такие услуги будут поступать именно в местные бюджеты. А значит местные власти смогут тратить их на благо своей общины.
Децентрализация ряда других админуслуг (регистрация бизнеса, недвижимости и т.д.) доказала эффективность такого процесса, ведь очереди и коррупция в этих сферах практически преодолены.
Следующий недостаток законопроекта — никаких изменений относительно «двойной» сдачи экзаменов.
Так, сначала будущие водители сдают теоретический и практический экзамен в автошколе, где прошли курс обучения, а затем должны идти в территориальные органы МВД, чтобы сдавать их повторно. Только после этого возможно получить водительское удостоверение.
Законопроект такую процедуру не меняет.
При этом им предполагается четкий механизм контроля МВД за заведениями подготовки водителей — аккредитация, аттестация их специалистов и тому подобное.
Следовательно, нет препятствий для закрепления функций по приему теоретических и практических экзаменов исключительно в автошколах.
В случае некачественной подготовки водителей такими заведениями — МВД уполномочено применять к ним санкции. Такой подход используется во многих развитых странах и доказывает свою эффективность.
Спорным нововведением законопроекта является обязательное наличие в водительском удостоверении бесконтактного электронного носителя (БЭН).
Возникает вопрос: какую пользу этот чип принесет водителям? Ведь для получения услуг онлайн используются другие документы и средства электронной идентификации (Bank-ID, Mobile-ID). А от подделок этот документ можно защитить и другими средствами.
В то же время стоимость водительского удостоверения существенно возрастет. К тому же введение БЭН в водительском удостоверении не является прямым обязательством Украины перед ЕС.
Напоследок следует выделить давно назревшую проблему, которую законопроект отказывается решать. В частности, это лишняя бюрократия при регистрации автомобилей.
Так, законопроект предусматривает проведение сверки, учитывая исследования номера транспортного средства и идентификационных номеров кузова, рамы (шасси) во время его регистрации.
Такие процедуры абсолютно нецелесообразны при этих регистрационных действиях. Они вызывают лишние бюрократические преграды и усложняют процесс интеграции указанных услуг в ЦНАП.
Ведь МВД требует для этого от ЦНАП обязательного обустройства смотровых площадок на своей территории. Но далеко не каждый такой центр способен выполнить эти условия.
Именно поэтому указанные сверку и осмотр целесообразно проводить исключительно во время технического осмотра транспортных средств, который необходимо сделать обязательным для всех автомобилей. Большинство стран-членов ЕС используют именно этот подход.
Итак, данный законопроект необходимо существенно доработать, дополнив прогрессивными изменениями для сферы услуг МВД. Это прекрасная возможность сделать так, чтобы админуслуги предоставлялись гражданам быстрее и качественнее.