Почему бензиновые ДВС зарастают нагаром, а дизельные – нет

Дизельные моторы обладают внушительным набором достоинств, о которых их бензиновым собратьям остаётся лишь мечтать. К примеру, их камеры сгорания обычно не обрастают чудовищными пластами отложений. Залегание поршневых колец для них нетипично. Поясняем, почему это происходит.

Во время работы любого ДВС – как бензинового, так и дизельного - на поверхностях поршней, клапанов, камер сгорания и даже впускных каналов происходит отложение нагара. Однако количество отложений сильно разнится в зависимости от типа мотора. Бензиновые движки обрастают коксом порой настолько, что поршневые кольца просто-напросто залегают – они перестают компенсировать зазор между поршнями и стенками цилиндров, что приводит к падению компрессии и выходу агрегата из строя. Дизельным моторам такая проблема неведома – они могут молотить поршнями многие сотни тысяч километров без каких бы то ни было проблем. В чём причина этого феномена?

На самом деле ответ заложен в конструктивных различиях бензинового ДВС и дизельного. Практически все современные дизельные движки снабжаются системой наддува. Даже если наддува на моторе нет, конструкцией дизеля заложено огромное потребление воздуха – он прокачивается через камеры сгорания в избытке. Благо, дроссельной заслонки на дизеле в принципе нет.

Бензиновый движок устроен иначе. Воздух подаётся в него строго дозированно – даже на самых технически совершенных и изощрённых конструкциях с непосредственным впрыском. Как же влияет это различие на шлакообразование в моторе?

depositphotos

Как мы уже сказали ранее, при движении на дизельном автомобиле даже в пенсионерском режиме с минимальной нагрузкой в камеры сгорания попадает много воздуха, что создаёт относительно высокое давление в цилиндре на такте впуска: давление над поршнем всегда выше, чем давление в картере. Именно по этой причине циркуляция картерных газов всегда происходит в одном и том же направлении – из камеры сгорания в картер, но не наоборот. Прорывающийся через поршневые кольца воздух утягивает за собой продукты сгорания и остатки масла, которое не удалось очистить маслосъёмным кольцам. Продувка потенциально "грязных" мест в любом дизеле великолепна. Отложения нарастать не успевают.

Что интересно, происходит это явление при практически любых режимах движения, в том числе внатяг, с предельно малых оборотов. Бензиновым моторам такая фишка недоступна. В бензиновых ДВС, даже снабжённых наддувом и новомодными системами непосредственного впрыска, давление на такте впуска намного меньше, чем в дизелях. После дроссельной заслонки возникает незначительное разрежение – давление лишь немногим ниже обычного, атмосферного. Чем ниже обороты двигателя, тем более явно это проявляется. Система не просто неохотно очищает камеру сгорания от шлаковых отложений, но и преподносит неприятные сюрпризы.

Когда водитель начинает пытаться ехать внатяг, экономить горючее, происходит подсос картерных газов в камеры сгорания – туда затягивает и моторное масло, которое горит прямо в цилиндрах, оставляя нагар. Чем дольше водитель пенсионерит, тем активнее развивается этот губительный для мотора процесс. В некоторых режимах система входит в резонанс: продукты смазки и картерные газы как бы зависают в районе поршневых колец. Происходит их закоксовка, агрегат выходит из строя.

Но и это далеко не всё. Аналогичная картина происходит во впускном тракте ДВС. Если в дизельном моторе продувка работает великолепно – газы движутся в одном направлении, - то во впускные каналы движка бензинового порой хоть "Крота" заливай. Засоры образуются поистине монументальные. Картерные газы прокачиваются, в том числе, через направляющие втулки клапанов.

Почему бензиновые ДВС зарастают нагаром, а дизельные – нет
depositphotos

Миф о том, что причина нагара может крыться в неправильном моторном масле, специалисты рекомендуют не принимать на веру. Каким бы крутым и правильным маслом вы не пользовались, оно от этого не перестанет гореть и превращаться в шлак. А вот к рекомендации хотя бы иногда давать жару стоит отнестись с полнейшей серьёзностью. Именно на высоких оборотах отложения в цилиндрах и на поршнях активно выгорают. Происходит омоложение и очистка мотора.

Теперь вы знаете, почему езда на низких оборотах на бензиновом моторе для него губительна, а вот дизелю такое испытание совершенно не страшно.

Источник

Автор: Снежана Логвинова
25.03.2020 (17:33)

Подпишитесь на новости

Чтобы всегда быть в курсе наших новостей
и обзоров - просто подпишитесь на нашу
рассылку новостей.