Почему автомобильные лампочки боятся человеческих рук
Старые добрые галогеновые лампочки до сих пор продолжают применяться в автомобильных фарах. У них есть серьёзные преимущества перед другими источниками света, но есть и гигантские минусы. Об одном из них здесь речь и пойдёт.
Для обычного автомобилиста галогенки в фарах – идеальный выбор. Стоят такие источники света недорого, да и сами фары под них, в случае чего, можно легко приобрести и самостоятельно поменять. Бюджетно, практично и просто, в отличие от новомодных светодиодов, матриц и ксенона. Эти лампы время от времени перегорают, не слишком ярко светят, но и особых хлопот в эксплуатации не доставляют. И всё же, проблемы с галогенками случаются, притом немалые.
Любой, кто хотя бы раз самостоятельно покупал и менял галогеновые лампочки, несомненно, обращал внимание на рекомендацию производителя никогда и ни при каких обстоятельствах не трогать их колбу руками. К чему такие предосторожности? Не преувеличение ли это или попытка скрыть неважное качество изделий? И правы ли те, кто доверяет замену ламп исключительно мастерам дилерских центров?
Выглядит галогеновая лампочка как любая другая лампа накаливания: те же стеклянная колба, нить накаливания и выводы-контакты. В действительности отличия есть, и они существенны. Галогеновая лампа нагревается намного сильнее, чем простая лампочка накаливания.
Нить накала такой лампы выполнена из вольфрама и пары брома/йода. Когда по нити бежит электрический ток, она сильно нагревается, вольфрам начинает испаряться. Чтобы пары металла не осели на внутренней поверхности кварцевой колбы, с ними начинают взаимодействовать пары брома и йода. В результате вольфрам возвращается на поверхность нити. Происходит галогеновый цикл. При работе нить лампы может раскаляться до 1 400 градусов по Цельсию. Это огромная величина! Соответствующим образом разогревается и колба самой лампы.
Металлические элементы у основания колбы галогеновой лампы – это не просто элемент дизайна или форм-фактор, а, в первую очередь, радиатор охлаждения. Значительная доля тепла рассеивается и площадью самой кварцевой колбы. Любые загрязнения стекла, включая жировые отложения с пальцев, снижают эффективность охлаждения. При работе лампы жир превращается в нагар, возникают локальные очаги перегрева. Температура в этих местах может увеличится настолько, что стекло плавится. Такого рода загрязнения редко приводят к мгновенному выходу лампочки из строя, но общая наработка изделия гарантированно снижается.
Вот почему замена галогенных ламп в автомобильных – процесс ответственный и требующий предельной аккуратности. Касаний колбы руками действительно лучше избегать.
А что делать, если вы случайно дотронулись до стекла лампочки? Бежать в магазин за новой? Конечно же, нет. Вам просто нужно отмыть её обезжиривающим составом. Подойдут средство для мытья посуды или обычный спирт. После процедуры лампочку нужно полностью высушить. Во избежание лишних телодвижений во время замены ламп берите их не голыми руками, а чистой тряпочкой или салфеткой. Главное, чтобы они не оставляли после себя ворс.
Вопреки расхожему мнению, в основном галогенки выходят из строя в автомобильных фарах не из-за загрязнений колбы, а из-за низкого качества изделий либо посредственного качества самих фар, в которые их устанавливают. В блоках фар, напомним, также предусмотрены специальные каналы вентиляции, которые могут забиваться (а то и вовсе отсутствовать, если фара – дешёвый неоригинал). Взрывы галогеновых лампочек также возможны: когда нить накала истончается, она может порваться. В результате в лампе возникнет электрическая дуга. Мгновенный нагрев приводит к повышению давления в колбе. Последняя может просто не выдержать и разрушиться с хлопком.