На рынок бензина А-95 в Украине снова начинает проскакивать «бодяга» – исследование
В Институте потребительских экспертиз решили провести проверку наиболее популярного 95-го бензина. В прошлых исследованиях эксперты фиксировали нарушения почти в 20 процентах проб, нынешнее исследование показало, что пока ситуация, к сожалению, далека от улучшения.
Потребление бензинов в Украине продолжает неуклонно снижаться - в прошлом году зафиксировано падение на 8%. Обусловлено это несколькими факторами, из главных - массовый переход на ГБО, а также «нашествие» «евроблях», которые в массе своей имеют дизельные двигатели. Бензин многим автолюбителям «бьёт по карману», и автомобилистам, логично, хотелось бы получать соответствующее цене качество. В Институте потребительских экспертиз решили провести проверку наиболее популярного 95-го бензина. В прошлых исследованиях эксперты фиксировали нарушения почти в 20 процентах проб, нынешнее исследование показало, что пока ситуация, к сожалению, далека от улучшения.
Основное внимание эксперты уделили большим всеукраинским сетям, но также «под прицел» попали средние сети, позиционирующие себя на рынке как дискаунтеры. В недавнем исследовании дизельного топлива, проведенном Институтом, последние показали достойный результат, предлагая качественное топливо по цене ниже основных игроков. Как будут обстоять дела с бензином? В этом исследовании были отобраны образцы 12 сетей - WOG, БРСМ-нафта, КЛО, Parallel, Chipo, GLUSCO, ANP, Motto, Sun Oil, Shell, Grand petrol и Народная.
Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам - октановое число, содержание серы и объемные части ароматических углеводородов и бензола. Результаты не порадовали - два образца оказались не кондиционными.
Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр - октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации - преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по моторному методу. Согласно ему норматив установлен на уровне не ниже 85,0 единиц. Все образцы, кроме одного, уложились в норматив, более того, практически все имели «запас» в одну единицу! «Девяносто седьмым» бензин оказался у сетей БРСМ-Нафта и Parallel (87,2 и 87 единицы). Практически не отстали и коллеги из КЛО (86,8) и Chipo - (86,7 единиц). А вот в бензине от сети Народная «октана» «не хватило» - всего 84,3 единицы, что не соответствует нормативу.
Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель - содержание серы. Если этого вредного вещества в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «смерти» катализатора. К тому же становится «грязнее» выхлоп, и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. ДСТУ для А-95-Евро5 требует не более 10 мг/кг. И здесь также ситуация оказалась «радужной», за одним исключением. У сети Народная зафиксирован своеобразный «рекорд» последнего времени - бензин оказался Евро 3, с содержанием серы 75 мг/кг! Для сравнения, у лидеров количество серы было минимальным - БРСМ-Нафта и Parallel (по 5 мг/кг), КЛО (5,2 мг/кг), Chipo и Sun Oil (6 и 6,9 мг/кг соответственно). Кстати, результат сети КЛО вдвойне приятен тем, что такие результаты показывает топливо украинского производства - Shebel производится на отечественном Шебелинском НПЗ.
Ещё один немаловажный параметр - содержание бензола. Это вещество способно смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. В этом параметре нарушителей оказалось два - в образце сети ANP бензола было на 20 % больше установленного норматива (1,2 процента), а у Народной - и вовсе 3,8 процента! Такого эксперты не видели уже давно... Меньше всего вредного вещества оказалось у проб, отобранных на АЗС Shell (0,51%) и БРСМ-Нафта- 0,40 процента.
Что касается содержания ароматических углеводородов, ДСТУ регламентирует содержание ароматических углеводородов в бензине 5-ого экологического класса не более 35% по объему. Превышение грозит увеличенным процессом образования нагара. В этом параметре все испытуемые уложились в норматив, нарушений не обнаружено.
Подытоживая данное исследование, можно констатировать, что у автомобилистов по-прежнему присутствует риск «напоить коня» чем-то не тем. Все-таки велик соблазн у некоторых трейдеров заработать на не кондиции, и с этим нужно считаться. Вместе с тем следует отметить, то добросовестные сети-дискаунтеры все же «наступают на пятки» большим сетям и подходят к вопросу качества ответственно.
АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015 к бензину А-95-Евро5 | Октановое число (мотор. метод)(норматив - не менее 85 ед.) | Содержание серы, (Евро 5, норматив не более 10 мг/кг) | Объёмная часть ароматических углеводородов (Евро 5, в %, не более 35) | Объемная часть бензола (в %, не более 1.0) |
Народна |
84,3 |
75 |
19,1 |
3,8 |
ANP |
85 |
8 |
11,1 |
1,2 |
БРСМ-Нафта |
87,2 |
5 |
19 |
0,40 |
КЛО (Shebel) |
86,8 |
5,2 |
18 |
0,52 |
Chipo |
86,7 |
6 |
18,3 |
0,56 |
Параллель |
87 |
5 |
18,2 |
0,49 |
Glusco |
86,3 |
8 |
25,8 |
0,76 |
Motto |
86,3 |
8,4 |
28,8 |
0,87 |
SunOil |
85,9 |
6,9 |
23,6 |
0,59 |
Grand petrol |
86,1 |
7,4 |
29,5 |
0,61 |
Shell |
86,3 |
8,5 |
30,5 |
0,51 |
WOG |
86,2 |
9,4 |
28,7 |
0,68 |