На последние деньги: сколько украинцы накупили премиальных «евроблях»
Существует мнение, что сейчас вообще никто не растамаживает автомобили, в том числе и «проходные». Действительно ли это так?
На дорогах сейчас можно встретить не только старенькие «Гольфы», «Пассаты» или дизельные «А6» в кузове универсал с чужими номерными знаками.
Довольно «свежие» автомобили премиум-класса — «Туареги», «Каенны» и другие, им подобные, тоже частенько попадают в поле зрения. И, конечно, речь не о туристах-иностранцах, а о «евробляхах», на которых ездят украинцы.
Итак, можно предположить, что «теория разбитых окон» действует: если можно одним, то и другие, даже имея возможность, не будут растамаживать автомобили. И это при том, что они подпадают под действие льготных ставок акциза (по «закону 3251») и соответствуют Евро-5, а то и Евро-6.
Аналитики портала AUTO.RIA решили выяснить, как много нерастаможенных авто являются «проходными», и сколько среди них представителей премиум-класса. Стоит отметить, что провести стопроцентно исчерпывающую перепись «евроблях» невозможно. Информацией о точном количестве, а тем более о марках, моделях, годах выпуска и т.п. не владеют в полном объеме даже государственные структуры.
И все же, способ есть – использование данных из базы объявлений о продаже нерастаможенных легковых авто на AUTO.RIA, и масштабировать эту информацию на парк «еврономеров», размер которого хоть приблизительно, но известен.
Как выглядит парк «евроблях»?
Количество объявлений с автомобилями, выпущенными в 2013-2018 годах, не превышает 100 в год. Общее количество предложений с «проходными» под растаможку авто (до 2010 года выпуска) – 730. Сразу за чертой «проходимости», то есть с 2009 года выпуска, наблюдается стремительный рост количества объявлений, а большинство «блях» имеют дату рождения в периоде с 1998 по 2005 год. Количество нерастаможенных авто, старее 1997 г.в., резко уменьшается почти до нуля. Визуальная проверка на дорогах подтверждает: эта диаграмма соответствует действительности, ведь подавляющая часть «евроблях» имеет возраст 15-20 лет. Следовательно, теоретические расчеты совпали с реальным миром.
А что с «мажорами»?
Именно с этого вопроса все и началось. Итак, смотрите сами: общее количество объявлений с нерастаможенными (но на ходу и имеющимся в Украине) легковушками – 32 540. Из них 730 единиц имеют год выпуска от 2010 и более поздний. В процентах доля «проходных» авто составляет 2,24%. А еще стоит добавить, что во многих объявлениях о продаже таких машин есть примечание «под растаможку». То есть, продавцы предлагают не «бесперспективные бляхи», а автомобили, которые можно легально поставить на украинский учет. Далее все зависит от планов покупателя.
Следующим шагом переносим эти значения на парк автомобилей, который эксплуатируется в Украине – «евроблях» в нем сейчас около полумиллиона. Существуют и другие мнения, но мы будем отталкиваться от данных ГФС за прошлый год, скорректированных на коэффициент роста количества нерастаможенных авто.
Итак, если и среди парка «евроблях» доля «проходных» автомобилей составляет 2,2%, то общее их количество — около 11 тысяч штук. Можно сказать, негусто.
Сейчас мы определили долю и количество «проходных» автомобилей, но сколько же среди них «блатных колес»? Ограничив круг поиска примерно 20 брендами, среди которых Mercedes, BMW, Porsche, Lexus и подобные, выпускающие авто премиум-сегмента, можно получить результат в 225 автомобилей. Их доля от общего количества «евроблях» в объявлениях — 0,69%. Если это значение перенести на размер парка нерастаможенных авто, получим количество в 3450 «мажорных блях» на дорогах.
Выводы
Среди «евроблях» действительно есть машины премиум-класса, однако на фоне общего парка их количество мизерное. Время от времени и в правду можно встретить дорогие «еврономера», но они привлекают внимание скорее не количеством, а эмоциональным фактором: «Такой дорогой «джип» купил, так почему же не растаможил?» Кстати, резонный вопрос…
А еще, учитывая незначительное количество «евроблях» с годом выпуска от 2010 и младше, в очередной раз подтверждается неоднократно озвученная нами мысль: кто нацелен купить новое авто – идет в автосалон. Кто имеет настроение и возможность купить, растаможить и официально зарегистрировать б/у машину – поступит именно так.
Рисковать немалыми суммами собственных денег – дело неблагодарное. Если же в «колесах» есть необходимость, но финансы позволяют купить только нерастаможенное авто, — именно так и будет сделано. При полном понимании потенциальных рисков. А вот «мажоров» на «евробляхах» в итоге оказалось не так и много: в этот раз «теория разбитых окон» не сработала.