На авторынке Украины намечается революция: окончательные редакции законопроектов уже в Раде
В Верховной Раде появились окончательные редакции законопроектов, которые предусматривают 15-летнюю стратегию развития электротранспорта в Украине. Первым законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс, вторым — к Таможенному.
Указанные законодательные инициативы содержат ряд приятных сюрпризов как для покупателей и владельцев электромобилей, так и для представителей бизнеса.
Во-первых, депутаты прогнозируют, что принятие изменений позволит в ближайшее время увеличить долю экологического транспорта в Украине до 25%.
Во-вторых, предложенные законопроекты могут повлиять на стоимость электрокаров. Как именно? Ответ на этот вопрос зависит от политической воли депутатов.
В Министерстве инфраструктуры отмечают, что изменения согласованы с большинством народных избранников, и, в случае принятия, вступят в силу с 1 января 2019 года. Впрочем, в МИУ не исключают, что все может пойти не по сценарию.
Что там у них
В мире постоянно растет спрос на экологически чистые авто. Эксперты посчитали, что в ближайшие 10 лет их доля на мировом рынке достигнет 40%.
По оценкам агентства Bloomberg, из года в год стоимость электромобилей будет существенно падать и к 2025 году они будут стоить дешевле бензиновых моделей.
Это должно произойти, прежде всего, за счет радикального снижения цены на аккумуляторы, которые составляют львиную долю стоимости таких машин. Ожидается, что в 2025 году доля электрокаров на мировом рынке составит 10-15%, а в 2030 году достигнет 35-40%.
Однако пока электрокары значительно дороже автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, и это является главным фактором, сдерживающим развитие этого рынка. Чтобы это изменить, во многих странах покупателям электромобилей предоставляют различные преференции: налоговые льготы, компенсации стоимости авто, бесплатные паркинги и тому подобное.
Например, в Китае покупатель получает компенсацию в размере около 35% стоимости авто, а в США такая «скидка» составляет 25%. В некоторых странах — Португалии, Испании, Франции, Ирландии и других — правительство выплачивает субсидию в размере от 5 до 7000 евро (в зависимости от модели) каждому покупателю.
В других странах (Великобритании, Дании, Германии) прямых субсидий на приобретение электромобилей нет, но всех покупателей освобождают от уплаты транспортного налога на определенный срок (до 5 лет) или от сбора при регистрации.
Всего в мире на развитие электромобилей в течение 2008-2014 лет потратили более 14,3 млрд долларов.
Украина также начала делать определенные шаги в направлении «електромобилизации». Наиболее значимым можно назвать отмену НДС и акциза, что удешевило электрокары в среднем на 17%.
Более комплексно повлиять на развитие рынка электрокаров в Украине должны два проекта закона, которые были внесены в парламент 19 марта.
Стратегия развития
Возвращаясь к отмене НДС и акциза, безусловно, является позитивом для рынка, стоит напомнить, что изначально планировалось ввести эту норму на пять лет. Однако в «бюджетную ночь» депутаты решили сократили срок до 1 года.
Это возмутило общественность, поэтому депутаты пообещали, что этот вопрос будет решен в законопроектах, которые готовятся и окажутся в Раде в ближайшее время. Именно эти документы накануне и были внесены в парламент. Впрочем, зарегистрированные в понедельник документы не продолжают указанную норму.
При этом источники в парламенте не исключают что к этому вопросу могут вернуться ближе к концу года.
Первый из положительных моментов, у предложенных законопроектах предлагается на 10 лет отменить сбор в Пенсионный Фонд за первую регистрацию авто. Он колеблется в пределах от 3% до 5% от стоимости машины в зависимости от прожиточного минимума.
Кроме того, граждане, могут получить налоговую скидку, смогут приобрести электрокар еще на 18% дешевле.
Этот механизм также работает в случае, если резидент хочет приобрести электромобиль в кредит или переоборудовать обычное авто с ДВС в электромобиль.
ВАЖНО ЗНАТЬ. Налоговая скидка для физических лиц — это документально подтвержденная сумма (стоимость) расходов налогоплательщика-резидента в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов-физических или юридических лиц, на которую разрешается уменьшить годовой налогооблагаемый доход того, кто покупает. Налоговую скидку можно получить по налогу на доходы физических лиц в ограниченных случаях. В них входит переоборудование авто и его переход на газ или биотопливо и покупка электротранспорта.
Фактически налоговая скидка позволяет получить возмещение 18% от суммы уплаченных вами налогов. Лица, которые налоги не платят, на скидку рассчитывать не могут.
Для бизнеса на 15 лет предлагается ввести нулевой налог на прибыль на добычу лития, производство батарей, электрокаров, электробусов, електрогрузовиков и компонентов к ним. Учитывая рост спроса на литий в мире и потенциал Украины на этом рынке, такая инициатива выглядит вполне уместной.
Кроме того, компании, которые планируют заниматься производством электротранспорта, смогут 10 лет ввозить комплектующие без уплаты НДС, пошлины и акцизного сбора. Среди них: электродвигатели, аккумуляторы и их компоненты, трансформаторы, выпрямители, кузова и кабины для авто и тому подобное.
Позаботились авторы законопроекта и о развитии инфраструктуры. Так, владельцев парковок обяжут обустроить зарядными устройствами для электромобилей не менее 5% от общего количества паркомест.
Нам бы 226
Безусловно, предложенные изменения могут стать шагом к развитию рынка электромобилей в Украине, однако открытым остается вопрос, получат ли они поддержку депутатов. Шансы очень велики: законопроекты согласованы с большинством нардепов.
Оптимистично настроен и глава департамента цифровой инфраструктуры МИУ Александр Озеран, который принимал участие в разработке документов. По его расчетам, принятие изменений приведет к снижению стоимости электрокаров в среднем на 23%.
Впрочем, в такой сценарий в Мининфраструктуры не очень верят. Такого же мнения и генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, который тоже принимал участие в разработке изменений.
«В этом варианте предлагается компенсировать непродление НДС налоговой скидкой. Логика такова, чтобы льготы получали те граждане, которые платят налоги. Если не платят, то это должно стать стимулом начать это делать«, — говорит он.
При этом вариант, что предложенные изменения примут, а вместе с тем и продолжат отмены НДС также не стоит исключать.
«Учитывая, как депутаты любят заигрывать с электоратом перед выборами и, понимая, насколько это популярный вопрос среди населения, НДС могут и продолжить, но сейчас настроены на то, чтобы после 2018 это убрать«, — объясняет источник в правительстве.
В любом случае делать выводы еще рано. Для этого надо дождаться, когда законопроекты окажутся в зале парламента и получат поддержку минимум 226 депутатов.
Читайте также: