Моторы с большим объёмом: чем они хороши
В России принято считать: чем больше объём мотора в легковушке, тем эта легковушка круче. Не важно, что блок цилиндров этого мотора сделан из чугуна и весит как мост. На внушительный расход топлива тоже можно закрыть глаза. Равно как и на то, что разработан агрегат, в большинстве случаев, с четверть века назад – и то в идеале. Большой – значит, хороший. С этим утверждением можно поспорить, однако и истины в нём немало. Рассказываем, почему.
Начнём с того, что моторы большого объёма исчезают с рынка не просто так. Это ископаемые монстры – нетехнологичные, тяжёлые и прожорливые. Им не место в современном мире. Мире, в котором экологи ожесточённо бьются с каждым килограммом лишнего веса авто и каждым литром сожжённого топлива. Гранды автопрома давно приняли такие правила игры: на их продукции моторы с рабочим объёмом в пакет молока – давно не отклонение, а норма.
Переживать по этому поводу едва ли стоит. Современные наддувные моторы с непосредственным впрыском и системами регулировки фаз позволяют играючи снимать невероятную мощность с минимального объёма. Большой объём сегодня – признак технологической отсталости и даже бюджетности автомобиля.
Однако торопиться с выводами не стоит. У объёмных атмосферных моторов свои козыри, с которыми принято считаться.
Как мы уже говорили, практически все объёмные атмосферные моторы создавались с расчётом на ресурс. В былые времена производители не пытались искусственно ограничивать срок службы агрегата и применять материалы, рассыпающиеся на глазах. Многие сотни тысяч километров такие движки бегают без каких бы то ни было ремонтов. Секрет в том, что нагрузка на них гораздо ниже – объёмные моторы почти всегда работают на небольшой части от своих реальных возможностей и на малых оборотах.
Чем больше объём двигателя, тем он мощнее. Но также тяжелее и прожорливее. В ходе эволюции атмосферных моторов их создатели научились бороться с последним обстоятельством простым способом – снижением степени сжатия и рабочих оборотов. Выходить на высокие обороты для достижения большого крутящего момента попросту не нужно. А именно большие обороты, напомним, приводят к ускоренному износу ключевых элементов любого двигателя. Шатунно-поршневая группа сохраняется в объёмных атмо куда лучше. Ни о каких турбоямах также говорить не приходится. Максимальный крутящий момент доступен здесь прямо с низов – безо всяких ухищрений. А значит, грузные "старички" способны мощно и без провалов разгонять автомобиль. У них превосходная эластичность и отличных подхват на любых скоростях.
Низкие рабочие обороты тянут за собой ещё несколько приятных моментов. Чем больше объём и меньше обороты, тем тише и ровнее работает мотор. Езда на автомобиле с таким движком, как правило, гораздо более комфортна. К качеству топлива объёмные атмо также больших претензий не предъявляют – они могут поглощать едва ли не всё, что горит. Наконец, древние объёмные атмосферные движки предоставляют куда больше возможностей для тюнинга – их можно без опаски форсировать.
Выбирая двигатель при покупке автомобиля, стоит помнить об одном нехитром правиле: чем выше мощность при меньшем рабочем объёме, тем быстрее должен вращаться коленвал. Чтобы выйти на максимальный момент, объёмный атмосферник не нужно крутить до визга. Это прекрасное подспорье при обгонах и стартах. В топливной экономичности такие моторы почти всегда проигрывают турбовым, но проигрыш, с учётом возможности заправки более низкосортным горючим, как-правило, не оказывается критичным. В тяжёлых условиях эксплуатации (к примеру, на бездорожье или при буксировке прицепа) объёмные атмосферники и вовсе оказываются в выигрыше – полка крутящего момента у них действительно огромна.