Краткий гид для покупателей электрокаров
Для россиян полностью электрические транспортные средства пока являются настоящей экзотикой и ещё долго будут оставаться таковой. Покупателей электрокаров в других странах уже действительно много. Британские журналисты решили помочь гражданам с выбором транспорта нового типа и выпустили краткий гид по выбору и эксплуатации экологичных машин.
Эксперты издания Autocar в доступной и понятной каждому форме ответили потенциальным покупателям на самые распространённые вопросы об электрокарах. Ответы на них наверняка пригодятся и нашим читателям.
Главный вопрос, который волнует покупателей электрокаров, – насколько велик запас автономного хода. Также потенциальных покупателей волнует, сколько прослужит аккумуляторная батарея и как правильно её заряжать. Граждане знают, что со временем аккумуляторные устройства вроде смартфонов или ноутбуков утрачивают часть важных свойств: их батареи теряют полезную ёмкость и быстро «садятся». Логично предположить, что точно так же поведут себя и аккумуляторные машины.
Британские эксперты поспешили успокоить покупателей: элементы питания в автомобилях гораздо более «долгоиграющие», чем в обычных телефонах и аналогичных устройствах. Тем не менее, в процессе эксплуатации они неизбежно деградируют, что приводит к сокращению автономного пробега. Самое печальное, что к моменту, когда тяговые аккумуляторы потребуют замены, эта процедура будет нецелесообразна по финансовым причинам: цена на автомобиль упадёт настолько, что стоимость батареи превысит остаточную стоимость транспортного средства. Нужно понимать: электромобиль – вещь одноразовая!
Тем не менее, продлить срок службы главного и самого дорогого компонента «электрички» - аккумулятора – действительно можно. Для этого специалисты рекомендуют не заряжать тяговую батарею более чем на 80% от полной ёмкости и не разряжать её в ноль (ниже 20%). Наиболее сильно сказывается на сроке службы батареи количество циклов заряда-разряда. Чем чаще машина заряжается, тем быстрее она отправится в утиль. Быстрая зарядка сродни постоянной езде на «отсечке» – аккумуляторы при этом сильно нагреваются. Экстремальные циклы нагрева неизбежно повреждают аккумуляторы даже при наличии развитой системы жидкостного охлаждения. В жарком климате «электрички» мрут заметно быстрее, чем в средних широтах. Большинство современных электрокаров предоставляет возможность запрограммированного графика зарядки и установки лимитов по зарядке и разрядке. Агрессивная езда убивает батареи столь же успешно, как и неправильная зарядка. При максимальной отдаче аккумуляторные ячейки быстро истощаются, а запас автономного хода уменьшается. В руках «гонщиков» электрокары обречены на быструю смерть.
Производители электрокаров не скрывают от потребителей, что преждевременный отказ дорогостоящей аккумуляторной батареи действительно возможен. Однако при правильном обращении с транспортным средством батарея служит едва ли не дольше всех остальных компонентов. Серьёзные бренды покрывают батарею отдельной расширенной гарантией. Если на сами автомобили в среднем гарантийные обязательства рассчитаны на три года или 100 000 км пробега, то на тяговые батареи – заметно больше. Так, Audi, BMW, Jaguar, Nissan и Renault гарантируют беспроблемную работу этого компонента на протяжении восьми лет или 160 000 км. Hyundai даёт гарантию на 200 000 км, а американская Tesla – на те же восемь лет без лимита по пробегу (за исключением Model 3 – 193 000 км). Большинство брендов обязуется заменить батарею, если в течение гарантийного срока ёмкость аккумулятора упадёт до уровня в 70-75% от первоначальной.