Какую пользу приносит автомобилю и водителю торможение мотором
Многие российские автомобилисты до сих пор с опаской относятся к приёму торможения двигателем и искренне верят, что он наносит ощутимый вред силовому агрегату. Практика показывает, что эти опасения ничем не подкреплены. Разбираемся в тонкостях процесса.
Как осуществляется торможение двигателем
Двигатель внутреннего сгорания автомобиля умеет не только приводить в движение транспортное средство, но и замедлять его. Чтобы разобраться в том, как это происходит, необходимо понимать устройство и принцип работы современного бензинового ДВС.
Если при движении автомобиля всего лишь снять ногу с педали газа, машина начнёт медленно замедляться. Из-за аэродинамического сопротивления, потерь на качение колёс и трение в трансмиссии, а главное – по причине торможения самим мотором. При отпускании педали газа подача топлива прекращается и двигатель перестаёт передавать энергию на коробку передач и колёса. Эффект становится ровно противоположным: энергия передаётся уже от вращающихся колёс в трансмиссию и двигатель. Коленчатый вал начинает совершать вынужденную работу.
Почему и как работа на холостых оборотах убивает бензиновые двигатели
В бензиновых ДВС основным фактором, влияющим на торможение, являются насосные потери. Отпуская педаль газа, вы закрываете дроссельную заслонку, после чего мотор начинает тратить большую энергию на создание разрежения во впускном коллекторе. Чем выше обороты двигателя, тем выше степень создаваемого разрежения и тормозного момента. При переключении передач вниз обороты мотора возрастают – вместе с этим растёт и тормозной момент, создаваемый мотором.
Режим торможения двигателем с прекращением подачи топлива, применяемый на всех современных ДВС, называется «принудительным холостым ходом». Когда требуется прервать процесс торможения и обеспечить тягу, достаточно просто нажать на газ – в этот момент моментально возобновляется подача топлива. Никакими негативными моментами это не сопровождается.
Что происходит с двигателем во время торможения
Часть автовладельцев уверена, что при торможении двигателем он испытывает серьёзные нагрузки и быстрее изнашивается. Согласно одному из мифов, процесс сопровождается дичайшим масложором и загрязнением свечей. В действительности это далеко не так. Наиболее полно и понятно объяснил это известный блогер-моторист Евгений Травников.
Причины, почему двигатель стал есть масло
Адепты теории масложора объясняют её созданием высокого разрежения в цилиндрах, благодаря которому, якобы, масло со стенок цилиндров начинает засасывать в камеры сгорания. Такой процесс действительно возможен, но лишь при одном условии - серьёзном износе цилиндропоршневой группы. Определить проблему можно даже визуально: при перегазовках из выхлопной трубы автомобиля будет вырываться сизый дым. При торможении исправным двигателем масложор невозможен.
К чему действительно приводит торможение мотором, так это к улучшению охлаждения агрегата - даже в случае простого отпускания педали газа, к примеру, при движении с горы. Подача топлива в цилиндры прекращается, смесь не воспламеняется – через цилиндры прокачивается один лишь воздух. В этот момент продолжает активно работать помпа: температура охлаждающей жидкости может падать настолько, что закрывается термостат. Одновременно охлаждается и масло в двигателе.
Как торможение мотором помогает экономить
При торможении мотором (включая просто отпускание педали газа) дроссельная заслонка полностью закрывается и подача топлива в цилиндры (не важно, какого – бензина, дизеля или газа) автоматически прекращается. Движение автомобиля продолжается, но при этом не происходит абсолютно никакого расхода топлива. При выжатом сцеплении или движении на нейтрали идёт пусть минимальное, но всё же потребление горючего: система управления двигателем вынуждена поддерживать работу ДВС на холостых оборотах. Дополнительного охлаждения двигателя – как при движении на включённой передаче - при этом не происходит.
Как торможение двигателем повышает безопасность
Правила дорожного движения напрямую запрещают использовать рабочую тормозную систему для замедления автомобиля при длительных спусках – в этом случае водители должны применять торможение мотором и трансмиссией. Запрет легко объясним: рабочая тормозная система транспортных средств на длительные торможения физически не рассчитана. В какой-то момент колодки, диски и тормозная жидкость в контурах нагреваются настолько, что полностью перестают выполнять возложенную на них функцию. Торможение мотором позволяет избежать такой напасти.
Сама идея разъединения трансмиссии и движения на нейтрали не слишком хороша, особенно на нестабильных покрытиях – мокрой, заснеженной или обледенелой дороге. Одновременное торможение двигателем и рабочей тормозной системой (включая простое отпускание педали газа) приводит к серьёзному повышению эффективности замедления и безопасности процесса.
Можно ли тормозить автоматической трансмиссией
Поведение автоматических трансмиссий при торможении двигателем ощутимо отличается от поведения традиционной «механики». Если на автомобиле с «ручкой» водитель может не только отпустить педаль газа, но и сразу переключиться на передачу-другую вниз (в зависимости от дорожной ситуации), то на автомобиле с автоматической трансмиссией этот приём может не работать. В момент сброса газа «автомат» выбирает самую высокую передачу и торможение происходит наименее эффективно с точки зрения замедления. Это позволяет автомобилю преодолеть без подачи топлива наибольшее расстояние и тем самым сэкономить горючее. Принудительное переключение «автомата» вниз происходит медленно либо не происходит вовсе – в зависимости от типа и настроек конкретной трансмиссии.