Какие риски таит для водителей новый реестр ДТП
МВД серьезно взялось за создание единой базы ДТП. За образец берут европейский стандарт CADaS, который помогает анализировать аварийность и устранять ее причины. Однако в мощную систему учета заодно включат и массу персональной информации о водителях, вроде состояния их здоровья или травм, которые те получили в ДТП. Это создает риск, что собранные воедино данные любой ценой будут стараться получить страховщики, чтобы индивидуально накручивать цены на свои услуги.
На создание единой базы данных потратят 85,5 млн гривен. Система представляет собой «многоступенчатую ракету«. Каждый элемент базы будет усиливать другие. И хотя формально речь идет об «учете и анализе данных о ДТП», в итоге в МВД о водителях будут знать все.
Как узнали Autonews.ua, согласно постановления Кабмина №435 от 25 апреля 2018 года, для учета и анализа данных о ДТП будет создан целый комплекс инструментов:
Автоюрист Владимир Караваев говорит, что так Украина приближается к стандарту CADaS, по которому в Европе учитывают аварийность на дорогах.
«Патрульные в режиме онлайн будет заполнять электронную форму и это будет отражаться на своеобразной карте аварий на украинских дорогах. Это даст не только 100% учет самого ДТП, но и причин. Тогда дорожные службы смогут оперативно их устранять. Это очень хороший инструмент для обеспечения безопусности», — говорит Autonews.ua Владимир Караваев.
Пока нет информации, будет ли система учитывать абсолютно весь массив ДТП (даже уровня «всего лишь царапина»), или только те, в которых разбиты машины или пострадали люди.
Если фиксировать все на 100%, тогда исчезнет смысл европротокола, который как раз дает возможность водителям не вызывать полицейских. А если вести статистику без учета европротоколов, тогда какой смысл вообще его вести?
«И это серьезный вопрос. Вчера, к примеру, патрульная полиция обновила статистику по ДТП, согласно которых, если брать их данные, у нас на 15% снизилось количество ДТП. Но я зада вопрос — а сюда входят аварии, которые урегулируются по европротоколу? Потому, что у нас ежегодно, как сообщает МТСБУ, их число растет, и от общего числа ДТП составляет порядка 25-30%. Будут ли их учитывать в дальнейшем — пока не известно», — говорит Караваев.
На сайте Мининфраструктуры сказано, что в обезличенном виде база данных в полном объеме «должна быть открыта для всех заинтересованных сторон, чтобы дать возможность для всестороннего анализа и исследований».
Однако эксперты всерьез опасаются, что настолько мощная системы учета ДТП, включающая к тому же целый массив персональных данных, будет нарушать права человека и очень заинтересует страховые компании.
«Нужно понимать, что в Европе есть похожие системы, но они не централизованы. Например, в Германии, если человек попал в аварию, отметка об этом будет в страховом реестре, но совсем не факт, что он попадет в полицейский реестр. Если они хотят убирать места концентрации ДТП, то за рубежом дорожные службы и так видят, где у них происходит больше аварий, и ставят знаки или лежачие полицейские. Полиция к этому не имеет отношения.
Мое мнение — в Украине будет несанкционированный сбор данных о человеке, а главное — для чего? Для чего им нужно знать о состоянии здоровья водителя? За рубежом если у водителя проблемы со зрением, то просто ставится специальный значок, и полицейский видит, что человек должен носить очки или линзы. Совсем не факт, что в Украине будут раскрываться данные в таком виде, но будет достаточно, что все эти базы будут связаны между собой. Зная, что обычно происходит в Украине, можно предположит, что этим будут торговать, эту информацию будут покупать страховые компании. Так они смогут индивидуально устанавливать тарифы каждому водителю», — опасается негативного сценария автоэксперт Сергей Креймер.