Как за 10 лет изменились цены на знаковые модели российского рынка
Land Cruiser 200, Octavia, Camry, Polo, Mazda6, RAV4, Tiguan, Cerato, S-Class, GL-Класс, 7 серия и «народный» Solaris.
Автомобили в России, пожалуй, никогда не были обычными средствами передвижения. До сих пор для многих граждан они – предмет вожделения, символ социального статуса и неплохой способ инвестиций. Пренебрегать правилом «мир рушится – купи автомобиль» нашим соотечественникам точно не стоит. Это по-прежнему один из немногих способов потратить стремительно обесценивающиеся «фантики» с умом.
В базе Quto.ru сохранились цены 10-летней давности на все официально продаваемые на нашем рынке автомобили. Мы выбрали несколько наиболее знаковых и популярных машин, чтобы сравнить, насколько доступными они были тогда и сейчас. Разобраться в ценах нам помогут официальные данные Росстата о доходах россиян: в 2010 году средняя по стране зарплата составляла 20 952 рубля, а спустя 10 лет, в 2020-м – 49 274 рубля. За основу мы взяли самые доступные, начальные версии моделей – без поправок на естественную разницу в оснащении и доступные опции.
Hyundai Solaris
Автомобиль-затычка российских дворов и дорог на момент выхода на рынок в 2010 году в базовой комплектации Base с 1,4-литровым движком и «механикой» оценивался в смешную по нынешним временам сумму – 379 000 рублей. Накопить на начальный Солярис среднестатистический россиянин, полностью откладывающий всю зарплату, мог за 18 месяцев.
За прошедшее десятилетие «кореец» заматерел, оброс современными технологиями, пережил смену поколений и даже рестайлинг второго поколения. Сейчас в начальной версии Active он стоит от 805 000 рублей. Чтобы стать обладателем Соляриса, придётся копить даже меньше, чем в 2010-м – чуть больше 16 месяцев.
Volkswagen Polo
Один из главных антагонистов Соляриса, бюджетник Volkswagen Polo, в 2010-м выпускался ещё в форм-факторе седана. Купить автомобильчик калужской сборки в базовой комплектации Trendline с 1,6-литровым движком и «механикой» можно было за 399 000 рублей. Откладывая всю зарплату, рядовой россиянин мог накопить на бюджетного «немца» за 19 месяцев.
В 2015 году седан претерпел рестайлинг, а в мае 2020 года модель предстала на отечественном рынке в новом поколении и новом кузове – лифтбек. По состоянию на данный момент самый «бедный» Polo в начальной комплектации Origin стоит 907 900 рублей. Чтобы накопить на него, требуется чуть больше 18 месяцев. Если, конечно, верить Росстату.
Skoda Octavia
Попробуем поднять планку и перейдём к моделям класса С. Чешская Skoda Octavia была бестселлером тогда, остаётся им и сегодня. В 2010-м приобрести «голый» лифтбек с 1,4-литровым мотором и «механикой» в комплектации Active россияне могли за немалые по тем временам 549 000 рублей. Речь идёт о машине II поколения. Накопить на неё можно было за 26 месяцев.
За десятилетие Октавия на нашем рынке сменилась трижды. Автомобиль в IV поколении представлен уже с 1,4-литровым мотором TSI, пусть и на «палке». Оценивается стартовая комплектация Active Plus в 1 443 000 рублей. Теперь, чтобы стать счастливым обладателем этого авто, копить придётся уже 29 с лишним месяцев. Доступной рядовому россиянину эту модель уже не назовёшь. Впрочем, если верить сухим цифрам, изменения минимальны.
Kia Cerato
В пару к Октавии мы взяли не слишком популярного и массового «корейца» Cerato – просто для разнообразия. Увы, бесконечный кризис и финансовая бездна почти подчистую выкосила некогда самый популярный городской класс машин. Даже Фокус теперь представлен только на вторичке. Моделей-долгожителей осталось не так и много.
В 2010 году базовый Kia Cerato II поколения с 1,6-литровым движком на «механике» (Comfort) предлагался россиянам за немалые тогда 559 900 рублей. Накопить на эту модель можно было за 27 месяцев.
Теперь Церато продаётся у нас уже в IV поколении: генерации менялись в 2013, 2016 (рестайлинг) и в 2018 годах. В начальном исполнении Cerato IV поколения можно купить за 1 269 900 рублей. Даже название комплектации осталось тем же. Сегодняшний Cerato стал доступнее – накопить на него можно чуть больше чем за 25 месяцев.
Toyota Camry
У Toyota Camry за минувшее десятилетие, по большому счёту, так и не нашлось достойных альтернатив. Во всяком случае, по мнению покупателей. В 2010-м году россияне могли приобрести этого неприхотливого, надёжного и чрезвычайно ликвидного «японца» во VI поколении с 2,4-литровым движком на «механике» за 882 000 рублей. Копить для этого пришлось бы целых 42 месяца.
Сейчас Камри на нашем рынке предлагается уже в VIII поколении. В базе под капотом окажется 2,0-литровый мотор на «автомате». Ценник на машину почти удвоился (от 1 793 000 рублей), но автомобиль, как ни странно, стал доступнее: чтобы накопить на начальную Camry, среднестатистическому россиянину нужно откладывать чуть больше 36 месяцев.
Mazda6
Некогда сверхпопулярная Mazda6 успела основательно подрастерять клиентов, как, впрочем, и сама марка Mazda в России, для которой наш рынок в былые времена был ключевым. В 2010-м приобрести «шестёрку» II поколения с 1,8-литровым бензиновым движком и «механикой» рядовой россиянин мог за 729 000 рублей. Копить на такую покупку пришлось бы чуть меньше 35 месяцев.
Сейчас Mazda6 представлена на нашем рынке в III поколении, прошедшем в 2018 году второй рестайлинг. Уже в базовом исполнении Drive автомобиль приводится в движение 2,0-литровым мотором в сочетании с «автоматом». Стоимость автомобиля, с поправкой на модернизацию, не так и высока – от 1 665 000 рублей. Накопить на седан рядовой россиянин может всего за 34 месяца.
Toyota RAV4
Обратимся к одному из бестселлеров кроссоверного рынка всех времён - Toyota RAV4. В 2010 году накопить на самый доступный моноприводный 5-дверный Рафик III поколения с 2,0-литровым движком и «механикой» можно было за 43 месяца (стоила модель от 899 000 рублей).
За прошедшее десятилетие у нас сменилось два поколения японского кроссовера. Пятый пятидверный Рафик в начальном исполнении Стандарт с 2,0-литровым движком и «механикой» теперь оценивается в 1 929 000 рублей. Рядовой россиянин должен копить для покупки RAV4 39 с лишним месяцев – даже меньше, чем прежде.
Volkswagen Tiguan
В пару к Рафику отрядим Тигуан. В 2011 году этот кроссовер только поступил на наш рынок, но он уже был с 1,4-литровым мотором TSI, пусть и на «палке» в базе. Стоимость недотуарега начиналась с отметки в 896 000 рублей. Накопить на машину можно было за 42,8 месяца.
За девять лет Tiguan успел основательно подпортить продажи Рафика, как и многих других моделей своего сегмента. Теперь россиянам доступно уже II поколение кроссовера. В базе, с мотором 1,4 TSI и «механикой», автомобиль продаётся за 1 749 900 рублей (привет, RAV4). Накопить на такого «немца» можно за 35,5 месяца.
Mercedes-Benz S-Класс
Попробуем поднять ставки. Mercedes-Benz S-Класс W221 рестайлинг S 350 в 2010 году россияне могли приобрести за 3 600 000 рублей. Ни есть, ни пить пришлось бы очень долго – 172 месяца, или 14 с лишним лет (начав откладывать тогда, вероятно, вы бы до сих пор не накопили).
Сегодня начальный S-Класс W223 S 450 4MATIC L (Business) предлагается у нас по цене от 11 850 000 рублей. Нетрудно посчитать, что купить такую машину, имея средний доход, в принципе невозможно – для этого потребуется голодать 240 месяцев, или ровно 20 лет.
BMW 7 серии
Купить начальную «семёрку» BMW в 2010 году рядовые россияне могли за 3 200 000 рублей. Речь идёт об автомобиле F01/F02 730i. Чтобы накопить на люксового «баварца», в те времена требовалось 152,7 месяца, то есть почти 13 лет.
Актуальная «семёрка» G11/G12 рестайлинг 730i (Base) стоит уже от 6 830 000 рублей. Накопить на неё можно за 136,6 месяца, то есть чуть больше, чем за 11 лет.
Toyota Land Cruiser 200
Один из культовых внедорожников российского рынка, Land Cruiser 200, за прошедшее десятилетие изменился чуть больше, чем никак, но покупателей он не растерял. В 2010 году базовая версия Люкс с 4,7-литровым мотором и «автоматом» предлагалась за 2 864 000 рублей. Копить на внедорожник пришлось бы почти 137 месяцев, или 11 с половиной лет.
Сегодняшний, уже рестайлинговый Land Cruiser J200, оценивается дилерами в 5 412 000 рублей. Чтобы накопить на начальный Крузак, простым гражданам нужно 109,8 месяца, то есть немногим больше девяти лет.
Mercedes-Benz GL-Класс
Наконец, мерседесовский GL-Класс особой серии в версии X164 GL 350 CDI оценивался в 2010 году в 3 000 000 рублей. Копить на него, полностью откладывая всю зарплату, пришлось бы 143 месяца (почти 12 лет).
Сейчас россияне могут прикоснуться уже к GLS-Классу X167 GLS 400 d (Premium), имея в кармане 9 390 000 рублей. Откладывать непрерывно придётся 190,5 месяца, или 16 лет.