Как спасти автомобиль из снежной ловушки
Зима наступила – самое время вспомнить возможные варианты действий в ситуации, когда вокруг ни души, лопаты в багажнике конечно же нет, а машина беспомощно вращает колесами на обочине, пытаясь выбраться из плена.
Застрять во дворе не страшно, хотя и неприятно. Вы в центре цивилизации, где-то рядом ходит общественный транспорт, да и процесс раскопок можно отложить, если нет острой необходимости куда-то ехать. Cовсем другое – ошибиться со входом в поворот на загородной дороге и оказаться на обочине или проявить излишний героизм и съехать на незнакомую тропу вместо того чтобы сперва пройти там на своих двоих и оценить глубину снега. В итоге гнетущая растерянность и полное отсутствие людей вокруг... С кем не бывает? Рассказываем, как помочь самому себе.
Быть готовым и не паниковать
Если вы направляетесь куда-то зимой, то лучше заранее быть готовым к возможным непредвиденным ситуациям. Не тешьте себя мыслью о движении по знакомому маршруту, где с вами никогда и ничего не случалось.
Совпадение неблагоприятных обстоятельств никто не отменял! Перед выездом обязательно зарядите телефон и на всякий случай держите при себе пауэрбанк. Если вы живете не один, то сообщите близким о ваших перемещениях – в случае чего им будет проще вас искать. Застряли? Тогда не паникуйте. Во-первых, для этого вряд ли есть основания, а во-вторых, поддаться эмоциям – одно из худших решений в нештатной обстановке.
Отключите электронику
Перед тем, как пускать в ход «тяжелую артиллерию», воспользуйтесь одним из самых простых способов – деактивируйте систему курсовой устойчивости и трэкшн-контроль, которые «душит» двигатель и не позволяют выбраться из западни с помощью интенсивной пробуксовки. Съезжая на сложный участок пробуйте призвать все могущество системы выбора режимов движения наподобие Terrain Response у автомобилей Land Rover, если таковая имеется.
Правда, в данном случае не следует действовать «по инструкции» и ожидать, что режим Snow непременно позволит оставить позади любое снежное препятствие. Алгоритм работы вспомогательной электроники у данной настройки может пресекать пробуксовку, поэтому вам остается лишь пробовать и экспериментировать. Не исключено, что грязевой режим, который в меньшей степени ограничивает обороты, окажется более эффективным.
Попробуйте выехать в раскачку
Обычно застрявшие водители пытаются вырваться из ловушки враскачку, не щадя автомобиль и забывая о вредности данной методики для автоматической коробки передач.
Вовремя нажимайте на тормоз и не позволяйте машине откатываться назад, если в коробке передач включен режим D. Соответственно, аналогичным образом действуйте в «реверсе». Рекомендуется подкладывать под колеса ветки для лучшего зацепа с поверхностью.
Стравите давление в шинах
Застряли? Спускайте колеса! Снизив давление в покрышке вы расширяете площадь контакта колеса с опорной поверхностью, а заодно снижаете давление на снег. Весь вопрос в том, сколько следует стравливать. В случае с низкопрофильными покрышками нужно уменьшить значение приблизительно до 1,2 атм, а для высокопрофильной внедорожной «обувки» – вплоть до 0,4 атм. Сильно увлекаться не стоит, поскольку вы можете разбортировать колесо и столкнуться с куда большими проблемами.
Увы, не все водители возят с собой манометр. Более того, иногда в багажниках нет даже исправного компрессора. Что тут сказать… Устройство для регулирования давления в колесах всегда должно быть в наличии, но, если оно так и не появилось, то стравливайтесь до тех пор, пока покрышка не просядет как минимум на треть своей высоты.
Воспользуйтесь динамической стропой
Если вы не засели посреди леса или поля, то мимо вас рано или поздно проедут другие автомобили. Вероятно, кто-то даже остановится и предложит выдернуть вас. Вот только чем? Смеем заверить – трос из обычного дорожного набора для этих целей совершенно не годится и, скорее всего, порвется при первых же попытках. Для спасательно-эвакуационных мероприятий потребуется динамическая или рывковая стропа – толстая и широкая, способная растягиваться и резко сжиматься.
Работа с этим, казалось бы, нехитрым приспособлением требует понимания и навыка. Вытягивающей машине нельзя стартовать в режиме «с места в карьер», так как есть риск оторвать буксировочную проушину у застрявшего и тем самым превратить ее в смертельно опасный снаряд, летящий прямиком в «эвакуаторщика». Сперва следует немного раскачать засевший автомобиль аккуратными рывками, при этом тормозить нужно в момент сжатия троса – не раньше и не позже, что без практики вряд ли получится с первого раза. Если что-то пойдет не так, погасить энергию троса поможет куртка, брошенная на его середину.
Выбирая динамическую стропу ориентируйтесь на массу вашего автомобиля – желательно, чтобы возможности троса превосходили ее в три-четыре раза. Помните, что на стропе указывается максимальная нагрузка, а не рекомендованная масса машины.