Как просто и быстро починить систему охлаждения мотора в жару
В среднюю полосу России снова вернулась июльская жара. Это отличный повод вспомнить, как правильно и безопасно эксплуатировать автомобиль во время зноя, а заодно – устранять типичные поломки, возникающие из-за жары.
Жара для водителя – это не только яркое солнце и прекрасная возможность загореть. Она сулит немало опасностей, с которыми может столкнуться каждый. От перегрева может пострадать как сам автовладелец, так и транспортное средство, поэтому к жаре стоит относиться предельно осторожно и уважительно.
Высокая температура воздуха – отличная предпосылка для того, чтобы мотор «закипел». Именно летом вскрываются «болячки», которые автовладелец прежде не замечал или замечал, но «лечить» их не спешил. Перегрев мотора – естественное следствие забитого мусором радиатора, заклинившего термостата или неисправного вентилятора охлаждения двигателя. Именно перегрев летом – главная опасность как для автомобиля, так и для водителя.
К возможности перегрева двигателя автомобилистам летом нужно быть готовыми всегда. Перед поездками мы рекомендуем в обязательном порядке проверять уровень охлаждающей жидкости и состояние патрубков системы охлаждения. Трубки, по которым циркулирует «охлаждайка», сделаны из резины. Ресурс их относительно невелик. Рано или поздно шланги просто не выдерживают высокой температуры и давления и рвутся. В результате автовладелец остаётся с проблемой один на один: антифриз вытекает, а мотор перегревается.
Столкнувшись с проблемой перегрева мотора в жару, паниковать не стоит. Прежде всего, нужно остановиться и постараться найти причину перегрева. Чаще всего это банальная утечка охлаждающей жидкости или неработающий вентилятор охлаждения. Устранить такие поломки в походных условиях может практически каждый. Обнаружив, что жидкости в бачке системы охлаждения недостаточно, нужно попытаться понять, куда она делась. На место утечки укажут белёсые следы, которые оставляет «охлаждайка» при испарении. У этой жидкости есть любопытное свойство: будучи холодной, она может оставаться в системе из-за высокой плотности, а в нагретом состоянии – убегать через самые мельчайшие бреши. По этой причине на «холодную» найти утечку бывает непросто.
Доливать жидкость в бачок стоит предельно аккуратно. Открывать крышку можно только при неработающем двигателе и после того, как температура жидкости упадёт до приемлемых величин. В противном случае велик риск получить ожог. Отправляясь в дальнюю дорогу летом, стоит положить в багажник баклажку с антифризом – той марки, которая используется в охлаждающей системе вашего автомобиля. На худой конец можно бросить в багажник небольшую канистру с обычной чистой водой – она легко заменит антифриз в экстренной ситуации. Не помешает иметь в багажнике и новую крышку расширительного бачка, а также ряд других деталей, способных вам помочь.
Заменить прохудившиеся шланги системы охлаждения в дороге бывает непросто. Они имеют замысловатую форму и разный диаметр, да и создаются под конкретный двигатель. Иными словами, для большинства машин в первом попавшемся магазине их просто не купить. Выход есть, и он прост как мир. Достаточно приобрести про запас несколько кусочков шлангов «на отрез» – по размерам именно вашей системы охлаждения. Также пригодятся соединительные втулки и хомуты. Обнаружив прохудившийся шланг, можно вырезать повреждённый участок и установить вставку. Это позволит не просто добраться до места назначения, но и продолжать эксплуатацию транспортного средства длительное время без каких бы то ни было последствий.
Нередко в жару «взрываются» радиаторы. Это происходит из-за превышения давления в системе охлаждения из-за неисправного клапана пробки расширительного бачка. Место утечки на основном радиаторе можно попытаться заплющить или заклеить «холодной сваркой». В случае с радиатором отопителя (он точно так же может «взорваться») стоит просто исключить его из системы, установив заглушки на подводящие шланги или закольцевав их. Поменять сам радиатор отопителя на большинстве современных машин в пути абсолютно нереально.
Победить не включающийся вовремя вентилятор охлаждения двигателя также вполне возможно. Обычно виноват в странном поведении «карлсона» датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный на блоке цилиндров. Сняв разъём с этого датчика, вы переведёте систему в аварийный режим: автомобиль решит, что произошёл обрыв цепи, и включит вентилятор охлаждения на постоянный обдув на максимальной скорости.
Одолеть заклинивший в закрытом положении термостат также на многих автомобилях вполне возможно, если он – механический. Для этого требуется вскрыть корпус термостата и извлечь неисправный элемент, после чего собрать корпус и залить «охлаждайку». Теперь жидкость будет циркулировать сразу по двум кругам – малому и большому, что исключит возможность перегрева двигателя.