Рязанская нефтеперерабатывающая компания — крупнейшее предприятие в Центральном регионе. Мощность завода составляет около 19 млн тонн нефти в год. Завод подключен к кольцевой системе нефтепродуктообеспечения Московского и Центрального регионов.
Немного статистики. С января по октябрь 2019 года РНПК переработал 13,3 млн тонн сырой нефти. Из нее получилось 2,8 млн тонн бензина, 3,1 млн тонн дизтоплива, более 914 тыс. тонн авиационного керосина и 3,5 млн тонн мазута. При этом глубина переработки нефти составила 72,2%.
Продукция завода заливается в бензобаки четверти московских и подмосковных автомобилей. Авиакеросином, произведенным РНПК, заправляются 50% самолетов в Шереметьево и 60% — в Домодедово. Но довольно цифр! Мы здесь, чтобы узнать все о производстве бензина АИ-100, который служит основой для фирменного Pulsar-100, также экологичного топлива «Евро-6».
Предприятие активно инвестирует в постепенное обновление технологических установок и внедряет систему «цифрового» завода с автоматизацией всех процессов. Уже модернизированы реакторы каталитического риформинга, которые нужны для производства высокооктановых бензинов, в том числе Pulsar-100. Кроме того, на данный момент полностью автоматизированы процессы гидроочистки дизельного топлива и налива продуктов в цистерны.
На заводе есть и своя лаборатория — целый комплекс со своим микроклиматом. Здесь проводят первичную оценку качества сырой нефти и других компонентов, которые нужны для получения технологичных бензинов, а также саму продукцию завода.
Контроль качества — один из важнейших аспектов производства топлива. На РНПК контроль качества сопровождается по всей цепочке движения топлива.
С недавних пор РНПК начал производство бензина «Евро-6». Этот эко-бензин при сгорании снижает токсичность выхлопа, снижает риск образования коррозии и уменьшает образование нагара на деталях двигателя.
Если АИ-95-К5 рекомендован для любых двигателей, то высокооктановый Pulsar-100 больше подойдёт современным высокофорсированным моторам с непосредственным впрыском. Эксперты компании BASF провели испытания Pulsar-100 на моторе BMW с прямым многоточечным впрыском. Наработка составила 100 часов или 6000 км пробега. Вывод: это топливо эффективнее и экологичнее аналогов.
«Сотый» является официальным топливом всех пяти классов Российской серии кольцевых гонок — его используют и в машинах класса «Национальный» с 1,6-литровыми моторами и автомобилях «Туринг» с двухлитровыми турбированными моторами. И конечно на нем ездят гоночные Lada Vesta.
В Pulsar-100 добавляют высококачественные компоненты и запатентованную моющую присадку, гарантирующую чистоту топливной системы. Необходимые добавки обеспечивают более полное сгорание смеси и улучшают мощностные характеристики мотора.
Для получения Pulsar-100 РНПК использует катализатор Ангарского завода катализаторов и органического синтеза, который обеспечивает октановое число выше 96 пунктов. Именно катализатор играет ключевую роль при производстве новых типов бензина.
Российский бензин всегда на слуху. Водителей в нем постоянно хоть что-то да не устраивает — не качество, так цена. Столичные заправки по большей части раздают качественное топливо, но шансы получить полный бак низкосортного бензина на безымянной АЗС все же велик. Крупнейшие сети же, наоборот, очень дорожат своим именем. Ради стремления к наивысшему качеству внедряются передовые системы контроля, которые позволяют проследить всю цепочку — от скважины до горловины бензобака. Мы съездили на крупнейший завод в Центральной части России — Рязанский НПЗ, чтобы узнать, как работает предприятие, которое «кормит» четверть автомобилей в Москве, заправляет половину самолетов в Шереметьево и выпускает «сотый» бензин.
Источник