Эксперты оценили идею сажать и штрафовать за скрученный пробег
Фото: QUTO
Депутаты петербургского Заксобрания сегодня одобрили инициативу по введению реальных сроков за продажу автомобилей со скрученным пробегом.
«Проект направлен на введение ответственности за так называемое «скручивание» пробега, а также за сокрытие известной продавцу информации о повреждениях, полученных автомобилем при ДТП или иных обстоятельствах», — указано в пояснительной записке к документу. Ранее сегодня мы уже подробно рассказывали об инициативе и штрафах и наказаниях.
Эксперты согласны во мнении, что одометры автомобилей россиян давно пора взять под контроль. Однако получится ли это сделать — большой вопрос. Сегодняшние автомобили даже бюджетных сегментов оснащаются бортовыми компьютерами, которые хранят всю информацию об автомобиле, в том числе пробег.
Но вопрос защиты этих данных стоит сегодня как никогда остро. Руководитель дирекции по информации и внешним связям АО «ГЛОНАСС» Элеонора Ершова считает, что идея наказания за скрученный пробег полезна: «Речь идет о безопасности наших водителей. И цена тут измеряется в человеческих жизнях. Поэтому допускаем, что тут могут быть приняты самые строгие меры. Но данный вопрос требует подробной юридической проработки».
«С реализацией инициативы на практике могут возникнуть сложности, так как одометр в большинстве авто скручивается без следов. И даже если факт вмешательства установить можно, то в какой конкретно момент пытались поменять показания будет непонятно — ведь у автомобиля могло быть несколько владельцев», — считают в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
С таким мнением согласна Э. Ершова. В современных бюджетных автомобилях «пробег хранится только в приборке, и сматывают его именно там, причем многократно. Реальный пробег не знает и не узнает ни один компьютер — остаются только косвенные признаки», — сказал она.
Лишь у премиальных производителей данные о техническом состоянии машины, в том числе пробег, записываются сразу на несколько носителей. Если автомобиль обслуживался у официального дилера, эти данные могут храниться и у него. Скрутить пробег сразу на нескольких устройствах - задача посложнее. Тем более если речь идет о носителе, который находится у дилера.
Каждый раз приезжая на плановое обслуживание автомобиля, владелец автомобиля может отдавать ключ технику. С него-то зачастую и считывают данные о техническом состоянии автомобиля сервисмены. Эти данные затем хранятся в профиле автомобиля у дилера.
Как нам рассказал эксперт «АвтоСпецЦентра», в Европе за подобные махинации налагают серьезные штрафы, в Америке может последовать уголовное наказание. А вот в Германии у каждого третьего авто скручивают пробег. За рубежом все техцентры обязаны сообщать факт обнаружение скрытого пробега.
А в США существует единый реестр, куда заносятся сведения о регистрации автомобилей, пробег там тоже указан, поэтому при любых манипуляциях с одометром необходимо менять документы, а фальсификация документов — серьезное нарушение закона, ответсвенность за которое заметно выше.
"ЭРА-ГЛОНАСС никаким образом не может следить за автомобилем, тем более – не может собирать данные о пробеге", - заявила Э. Ершова. Пока кнопка вызова экстренных служб не нажата или не сработала автоматика, система находится в спящем режиме и не собирает и не передает никакие данные.
«Вряд ли эта инициатива приведет к запрету продажи автомобилей с рук. Законопроект скорее всего будет принят, при этом уголовная ответственность введена не будет. Но повышение штрафов — это хорошо, в любом случае инициатива направлены на повышение безопасности дорожного движения», — заключили в «АвтоСпецЦентре».