Что за феномен "пробок без причины" и как от них избавиться
Каждый водитель неоднократно попадал в пробки, причина которых осталась тайной. Вроде бы ползком-ползком, а вдруг раз - и поехали. Ни аварии, ни светофора, ни сужения дороги. Пробка, казалось бы, без причины.
Но не все так просто! У каждого затора есть своя причина. И если она совсем неочевидна, то, скорее всего, вы попали в так называемую волновую пробку, главной причиной которой является несовершенство человеческого сознания.
Впервые воспроизвести волновую пробку смогли исследователи из Японии. В эксперименте 22 автомобиля должны были двигаться по кругу диаметром 230 метров с постоянной скоростью 30 км/ч.
Спустя небольшое время после начала движения, некоторые автомобили начали оттормаживать другие. Появилась своего рода волна, которая двигалась в направлении противоположном направлению движения потока автомобилей.
В конечном счете, это привело к тому, что некоторые автомобили начали полностью останавливаться.
Такая волновая пробка начинается из-за того, что какой-то автомобиль перед вами либо притормозил сам, либо заставил притормозить кого-то еще. Иногда один автомобиль заставляет сбросить скорость сразу несколько. Именно в этот момент начинается цепная реакция.
Конечно, можно посоветовать водителю, которого заставляют оттормозиться, с минимальными потерями скорости и при возможности сменить полосу движения. Но с большой вероятностью, это перестроение станет причиной такой же пробки в соседних рядах. Это хорошо показано на анимации.
Кроме того, значение имеют и такие показатели, как площадь дорожного полотна. Когда автомобилей на дорогах становится слишком много, возникает дефицит площадей потребляемой дороги. Раньше с дефицитом боролись очень просто - строили больше дорог. Но это приводило к такому же эффекту - с количеством доступных дорожных площадей растет и количество покупаемых автомобилей.
И нужно помнить, что есть показатель пропускной способности дороги, который не так прост, как кажется. Он напрямую зависит от скорости движения и, если вам показалось, что чем выше разрешенная скорость, тем больше машин проедет по отдельно взятому участку, но это не так.
Проектировщики дорог считают пропускную способность, как плотность потока, умноженную на скорость. Но поскольку плотность потока обратно пропорциональна динамическому габариту, то и пропускная способность с определенной скорости начнет снижаться.
Динамический габарит - это сумма длины автомобиля и расстояния, которое водитель держит в потоке до впереди идущего автомобиля. Чем выше скорость, тем больше и динамический габарит.
Решить проблему волновых пробок с помощью обычных водителей нереально. Для этого идеально подойдут беспилотные автомобили, которые смогут синхронизироваться друг с другом, чтобы двигаться и тормозить в идеальном порядке. Тогда никто не будет тупить на светофорах, перестраиваться без веской на то причины и просто создавать аварийные ситуации.