Что внутри коробки передач болида Формулы-1
Устройство коробок передач для большинства представляет загадку. А уж устройство коробки передач болида Формулы-1 и подавно. Скотт Манселл из проекта Driver61 показал на видео, как устроена кулачковая КП болида Ф-1 Jordan 197, на котором когда-то гонялись Джанкарло Физикелла и Ральф Шумахер. Это было в 1997 году, но конструкция и по сей день выглядит гениально.
Скотт рассказывает, как устроена коробка и как она работала. На видео представлен списанный образец, так что ничего страшного Скотт с ним уже не сделает. Разбор начинается с небольшого цилиндра — это рабочий цилиндр коробки передач, работающий на пневматике. Он отвечает за переключение самих передач. Мы к нему еще вернемся.
Необходимо упомянуть, что КП в Ф-1 расположена между задними колесами и двигателем. В единый с ней корпус встроен и дифференциал. Отсоединив его, Манселл извлек из корпуса непосредственно передачи — набор прямозубых шестерней. Из-а своей прямозубости такая КП работает гораздо громче обычной с косозубыми шестернями. Кроме того, из-за отсутствия осевых нагрузок на валах их КПД заметно выше обычных.
Бросается в глаза максимальная простота коробки. Никаких синхронизаторов. Рабочий цилиндр проворачивает небольшую шестерню — и специальная муфта с кулачками (выступами на ней) зацепляется за такие же на шестерне. Чтобы зацепление происходило плавнее (все-таки здесь нет никаких синхронизаторов), кулачки выполнены скошенными.
Читайте также:
- MINI и Great Wall будут вместе делать электромобили
- Седан Mercedes-AMG E 53 получит гибридную версию
- Новинку Citroen засветили на премьере другой модели: скорее всего, это свежий C5 Aircross
- Dodge Charger и Challenger обзавелись новыми стайлинг-пакетами
- «Газовой» Škoda Octavia G-TEC достался более мощный мотор