Что общего у автомобилей и аппаратов ИВЛ: зачем правительства просят помощи у автоконцернов
Пандемия коронавируса Covid-19 поставила на колени практически всю автомобильную промышленность планеты. Остановлены заводы по всей Европе, в США, Канаде и Мексике.
И в это тяжелое время автопроизводители все же оказались небесполезны. Буквально через считанные часы после объявления о приостановке выпуска автомобилей на две-три недели правительство Великобритании обратилось к компаниям с заводами в этой стране за помощью - в стране катастрофически не хватает аппаратов искусственной вентиляции легких.
Та же история повторилась на следующий день в США. Не успели Ford, General Motors и Fiat Chrysler выгнать своих сотрудников по домам в режим самоизоляции, как администрация Дональда Трампа обратилась к ним за помощью на случай, если вдруг страна столкнется с дефицитом аппаратов ИВЛ.
На данный момент множество автомобильных компаний занялись вопросом возможности производства простейших аппаратов ИВЛ на своих мощностях. Но почему именно автомобильных? Что общего у компаний, которые выпускают машины по переработке бензина в дым и сажу, и фирм, производящих спасительные аппараты для дыхания? И насколько быстро можно наладить сборку медоборудования на автомобильных заводах?
Что говорят эксперты
Часть работы уже выполнили сами власти, предоставив чертежи и документацию на приборы. Правда, специалисты все равно сомневаются в возможности собирать ИВЛ силами автопроизводителей.
Йенс Халлек, глава одного из крупнейших производителей аппаратов ИВЛ Hamilton Medical полон скептицизма. По его словам, материалы и детали для этих аппаратов крайне специфичны и требуют особых знаний и ноу-хау.
"Это очень точные аппараты не только с большим количеством оборудования, но и программного обеспечения. Если один из компонентов дает сбой, аппарат невозможно использовать", - приводит его слова Wired.
При этом сами компоненты для сборки могут менять в зависимости от назначения аппарата. Прибор ИВЛ для интенсивной терапии технически отличается от стандартного.
Сами автомобильные эксперты также не уверены, что это технически реализуемо. Ник Оливер, автоэксперт и профессор в университете Эдинбурга, уверен, что не только автомобильная, но и любая другая компания, не имеющая ничего общего с медициной, не способна выдать качественный продукт.
"В автомобильной промышленности нет ни одного элемента или детали, которая способна качать воздух так же, как это делает аппарат ИВЛ", - говорит Оливер.
Главной проблемой для автопроизводителей станет невозможность достать комплектующие для аппаратов. В этом уверен профессор бизнес-школы Оксфордского университета Маттиас Хольвег.
"На детали для аппаратов сейчас и так повышенный спрос - ведь на сами аппараты спрос существенно вырос. Вероятно, было бы лучше обратиться не к автомобильным производителям, а к производителям этих самых аппаратов, чтобы как-то помочь им собирать сразу быстро и много", - считает Хольвег.
Что общего у автомобилей и аппаратов ИВЛ
На самом деле, не так и мало. Аппарат ИВЛ выполняет простую операцию - двигает поток воздуха или смесь воздуха и кислорода. Так он помогает больному пневмонией тратить меньше сил и энергии, чтобы просто дышать.
Чтобы качать воздух, аппарату нужен компрессор, который можно настроить на имитацию определенного количества вдохов/выдохов в минуту. Кроме того, он использует специальный увлажнитель, который еще и подогревает воздух.
То есть нужен постоянный мониторинг воздушной смеси, ее давления, количества вдохов/выдохов и некоторых других критически важных параметров. Разумеется, для этого используется огромное количество датчиков: кислородный, датчик воздушного потока, давления и многие другие.
Вообще-то, в современных автомобилях полно таких датчиков. Глава SpaceX Илон Маск отметил, что компания использует в космических аппаратах системы жизнеобеспечения с похожими конструкциями.
Проблемой наладки производства аппаратов уже озаботились в McLaren, Ferrari, Ford, General Motors, Nissan и других компаниях, имеющих достаточно научно-исследовательских мощностей, чтобы возможно разработать что-то свое, с упрощенным дизайном и функционалом.
Вспомните, как инженеры Tesla и SpaceX собрали капсулу для спасения детей, застрявших в пещере в Таиланде. Им для этого потребовались считанные дни. Сейчас перед ними стоит задачка посложнее, но все же стоит подождать.
Как их выпускать
Основной проблемой для автопроизводителей станет отсутствие оборудования для сборки аппаратов. Их станки и роботы явно не подойдут для этого, так как для медицинского оборудования используются станки совершенно другого рода.
Как ни странно, большую их часть делают в Китае. Так что для наладки более-менее постоянной сборки большого количества аппаратов потребуется какое-то время.
Илон Маск справедливо заметил, что даже если у них что-то получится, к тому времени, когда это получится, дефицита уже может не быть. Так что перед автоконцернами вновь поставили технически сложную задачу, которая должна быть выполнена в кратчайшие сроки. Посмотрим, смогут ли они выиграть эту гонку со временем.