Что нужно обязательно проверить во время "зимнего" ТО
"Зимнее" ТО в России значительно отличается от стандартного обслуживания автомобиля. Холода становятся суровым испытанием не только для людей, но и для техники. К экстремальным условиям нужно готовиться заранее, в противном случае шансы оказаться безлошадным резко возрастут.
Обычные автомобилисты давно перестали делить обслуживание автомобиля на "зимнее" и "летнее". Современные синтетические и полусинтетические масла отлично работают в широком диапазоне температур, а резинотехнические изделия и пластики сохраняют эластичность даже на сильном морозе. Но расслабляться всё равно не стоит: в автомобиле есть великое множество деталей, отказ которых частенько случается именно зимой. Им надо уделять особое внимание.
Шины
При переходе с летних покрышек на зимние важно не подходить к процессу формально. Важно грамотно оценить состояние и ресурс резины. Чем свежее покрышки и чем выше на них протектор, тем комфортнее и безопаснее будет эксплуатация машины. Зимние компаунды эффективно работают до тех пор, пока они сохраняют эластичность, а протектор - достаточную высоту. С возрастом покрышка теряет большую часть своих "зимних" свойств, даже в том случае, если протектор сношен не сильно, а шипы (если таковые имеются) по большей части сохранены. Смерть покрышек происходит не только от физического истирания, но и от старения материалов. Выдают "уставшие" шины множественные микротрещины на поверхности, а также увеличение жёсткости, которое можно ощутить тактильно. Безопасная высота зимнего протектора – не менее 4 мм. При большем износе шины не могут эффективно выводить из пятна контакта осадки. Автомобиль в условиях зимы на такой резине ведёт себя непредсказуемо.
Аккумулятор
О своём существовании большая часть автомобильных аккумуляторов напоминает именно зимой – когда стартер перестаёт крутиться. Это ожидаемая напасть, к которой нужно быть готовым. Срок службы свинцовых батарей в среднем не превышает пяти лет, а значит, по достижении такого срока вам нужно быть морально готовым к внезапному отказу аккумулятора.
Даже исправно работавший летом аккумулятор вовсе не гарантирует лёгкий пуск мотора зимой. Холода снижают ёмкость батареи, а также повышают вязкость смазок и снижают эластичность приводных ремней. Дополнительные потребители в виде подогревов, вентиляторов и света съедают больше электроэнергии, чем летом. Это приводит к систематической неполной зарядке батареи и выходу её из строя.
На "зимнем" ТО не помешает проверить батарею специальным разрядником и полностью зарядить её зарядным устройством. Дополнительно стоит почистить клеммы и хорошенько их затянуть, предварительно обработав защитной смазкой.
Генератор
Хроническая недозарядка аккумулятора часто происходит из-за поломки генератора. В конечном счёте это рано или поздно приводит к полному обесточиванию транспортного средства, что во время холодов чревато.
Чтобы не попасть впросак, в ходе "зимнего" ТО нужно внимательно оценить общее состояние генератора и отдельных его элементов. Беспроблемная эксплуатация этого устройства обычно возможна при пробегах до 100-150 тыс. км. Чаще всего в генераторе приходят в негодность подшипники, токосъёмные щётки и шкив. Все эти детали нуждаются в ревизии.
Ремни
Приводные ремни – ещё один потенциальный источник неприятностей зимой. Проблемы с приводным ремнём навесных агрегатов чаще всего проявляются в виде трещин и отслоений, а также проскальзывания на шкивах. Страдают натяжные и обводные ролики, которые могут попросту заклинить.
Обрыв ремня ГРМ на современных машинах неизбежно приводит к капиталке мотора. По этой причине пренебрегать его своевременной заменой не стоит. При малейших сомнениях в качестве ремня ГРМ, возрасте или состоянии немедленно отправляйте автомобиль в сервис. Вероятность обрыва ремня тем выше, чем ниже температура за бортом.
Система охлаждения
Зимой резиновые патрубки и шланги системы охлаждения в буквальном смысле дубеют, что приводит к нарушению герметичности магистралей или обрыву патрубков. С такой поломкой эксплуатация машины становится невозможной, да и салон обогреть не получится. В условиях русской зимы это небезопасно для жизни. На "зимнем" ТО обязательно проверяются уровень и состояние охлаждающей жидкости, все имеющиеся патрубки и соединения. При подозрении на подсос воздуха в систему и негерметичность не затягивайте с ремонтом.
Печка
Радиатор отопителя и блок управления салонным климатом – ещё одна область, требующая контроля. Неисправная электроника порой не позволяет обеспечить достаточный приток горячего воздуха в салон, а забитый или подтекающий радиатор отопителя становится причиной запотевания стёкол машины изнутри и жуткого холода. Управлять автомобилем с такими поломками не просто некомфортно, но и небезопасно. Старые радиаторы салона иногда не только засоряются, но и пробиваются под давлением, выбрасывая на водителя и переднего пассажира разогретую до сотни градусов охлаждающую жидкость.
Пыльники
Резиновые пыльники шаровых соединений элементов подвески и рулевого управления чрезвычайно чувствительны к температуре и осадкам. Равно как и пыльники ШРУСов. Их повреждения неизменно приводят к быстрому выходу из строя защищаемых деталей. Выявленные при визуальном осмотре проблемные уплотнители следует сразу же заменить на новые. Потрескавшиеся или надорванные пыльники не могут сохранять герметичность подвижных соединений: в шарниры мгновенно начинает попадать вода и снег с частичками грязи, которые вымывают смазку и очень быстро приводят к критическому износу самих соединений. Ремонту такие детали впоследствии уже не поддаются.
Тормоза
Неисправности тормозной системы обычно "вылезают" именно зимой. Более того, вероятность попасть в аварию в холода из-за их поломки многократно возрастает. Наибольшую опасность представляет разность тормозных усилий, когда одно из колёс начинает тормозить хуже другого. Неравномерность тормозных усилий приводит к уводу машины от прямолинейного движения в сторону и провоцирует неконтролируемый занос. Если на сухом прогретом асфальте скорректировать курс автомобиля рулём не составит большого труда, ты выправить автомобиль на снегу или льду – уже не столь тривиальная задача. Разумеется, не помешает в ходе зимнего ТО осмотреть магистрали и шланги. Последние особенно сильно не любят холода.
Стеклоочистители
Безопасность перемещения на автомобиле зимой во многом зависит от качественной работы "дворников". Если стекло не очищается действительно хорошо, вам потребуется профилактика и ремонт всей трапеции или полная её замена на новую. Грязь и осадки, попадающие во втулки трапеции, вымывают смазку и приводят к сильнейшему износу конструкции. Поводки "дворников" перестают плотно прилегать к стеклу и разбалтываются, что и становится главной причиной плохой работы стеклоочистителей. Немало неприятных эмоций может доставить и негерметичный бачок стеклоочистителей, который внезапно теряет драгоценную "незамерзайку" даже на припаркованном автомобиле. При подозрении на негерметичность ёмкости или шлангов не затягивайте с поиском течи – в результате сэкономите.
Кузов
Кузов автомобиля может превратиться в решето всего за пару российских зим. А значит, во время "зимнего" ТО внимание нужно уделить и ему. Лакокрасочное покрытие большинства моделей рассчитано на достаточно тепличные условия и по прошествии пары-тройки лет покрывается микросколами и царапинами, через которые в толщу краски проникает влага, сдобренная химически активными реагентами. Чтобы максимально продлить срок службы автомобиля, своевременно устраняйте даже незначительные повреждения ЛКП. Возьмите за правило обрабатывать кузов машины специальными составами. Особое внимание уделите днищу автомобиля и его дополнительной защите. Уже имеющиеся глубокие сколы на лаке или краске обязательно обработайте обезжиривателем и закрасьте специальным карандашом. Очаги коррозии обработайте преобразователем ржавчины и закрасьте.