Автозаки России: интересные особенности и модели
Автозаки в России популярны как никогда. Парк автомобилей для перевозки подозреваемых и осуждённых стремительными темпами обновляется и расширяется. Самое время поговорить о наиболее востребованных и современных машинах специального назначения.
Автомобили для заключённых – сокращённо автозаки – своего рода источник национальной гордости: доподлинно известно, что именно Российская империя стала одним из первых государств в мире, где их стали применять. Выпуском автозаков ещё в первом десятилетии прошлого века занимался российский завод Общества «Г. А. Лесснер». Первый отечественный автозак, конечно, не чета современным: тюремный фургон мог перевозить до восьми заключённых, а его максимальная скорость составляла 25 км/ч (от такой машины среднестатистический преступник мог просто убежать). Теперь и представить такое сложно!
Современные автозаки – полноценные автомобили с привычными характеристиками, с поправкой на возможности автомобилей-«доноров». А «доноры» у русских автомобилей для заключённых, разумеется, непременно русские (со всеми вытекающими). Процесс производства до безобразия прост: берётся обыкновенный автобус, грузовик или даже легковушка, на которые водружается зарешёченная «будка». Или просто ставятся решётки, двери и замки. С 2011 года все выпускаемые в России спецавтомобили в обязательном порядке оснащаются кондиционерами, а машины, предназначенные для перевозок на большие расстояния – биотуалетами. Правда, наличие этих опций не гарантирует их работоспосоность.
Для особо опасных граждан в арсенале силовиков имеются серьёзные машины с одиночными камерами и изолированными зонами. Кабина водителя отделяется от арестантов перегородкой, в задней части автозаков организуют места для конвоиров. К нехитрому оснащению добавляют переговорные устройства, камеры видеонаблюдения и всевозможные замки, решётки, дверки… Главное, что нужно соблюсти, – оставить на каждого заключённого в машине место площадью 50 на 60 сантиметров, а для одиночных арестантов в индивидуальных камерах и того меньше – 0,5 квадратных метра. Старые нормы, для сравнения, – 0,33 квадрата на каждого человека.
К пыткам на колёсах россияне привыкли давно. Многие вынуждены подвергать себя этой процедуре добровольно и осознанно. К примеру, пользоваться для перемещения по городу маршрутками небезызвестной нижегородской марки и автобусами родственного бренда – машинами, созданными на базе грузовиков и изначально предназначенными для перевозки грузов (желательно, небьющихся). Среднестатистический отечественный автозак в этом плане имеет минимальные отличия – в нём просто ещё теснее и жёстче. В случае с автозаками работает «автобусное» правило: чем выше потолок, тем больше воздуха в салоне. Комфортный автозак – высокий автозак! Как вы уже поняли, при прочих равных следует отдавать предпочтение большим и вместительным машинам, а не УАЗикам, ГАЗелям и тем более Ладам-ВИС. Грузовики Урал, КамАЗы и НефАЗы находятся в другой лиге. Это, если хотите, Бентли в российском мире автозаков.
Наиболее популярной и востребованной у силовиков на данный момент остаётся модель автозака на базе ПАЗ-32053. Именно эти автобусы в первую очередь стягивают к местам проведения несанкционированных митингов и демонстраций. Переоборудование каждого экземпляра (без учёта самого автобуса) обходится примерно в миллион рублей. В оснащение входят поручни под наручники в камерах, перегородка за креслом водителя, металлическая отделка камер, общая камера, кресла для конвоиров, дополнительное освещение, «люстра», цветографическое оформление кузова и ряд других мелочей. Вместительность, неприхотливость, надёжность и высокая проходимость – лучшие качества этой машины, полюбившиеся МВД. Для заключённых оказаться в салоне этого авто – далеко не самый худший вариант.
Автозаки на базе старой пассажирской ГАЗели обычно имеют салон для размещения конвоя из двух человек и камеры для задержанных. Учитывая небольшую высоту потолка и расположение камер, это автомобиль - один из худших вариантов для осуждённых. Конвоирам, впрочем, также не позавидуешь: из удобств есть стол да пара полумягких сидушек. Для оружия предусмотрен металлический ящик, для собаки – закрывающийся отсек. Отсек для задержанных выполняется в трёх вариантах: с одиночной и общей камерой, только с одиночными камерами и только с общей цельнометаллической камерой. Из удобств есть общий дополнительный отопитель. По желанию заказчика можно приобрести такой автомобиль без опознавательных знаков для скрытой перевозки.
Машины на базе грузовой Газели-Некст не в пример комфортнее: они выше и технически совершеннее. Так, автозак на базе ГАЗ А21R23 может вместить до 10 человек в фургоне (в помещении караула - три человека, в общих камерах: 3+3 человека, в одиночной камере - одного человека) и два человека в кабине. В камерах предусмотрена вентиляция. Имеются переговорное устройство, автономный отопитель и даже сиденья с деревянными спинками для заключённых: в одиночной камере – одна штука, в каждой из общих камер - сиденье с деревянной спинкой на троих с поручнем для наручников.
На базе моделей КамАЗа производится великое множество вариантов автозаков: есть версии на шасси КамАЗ-4308 4х2, на шасси КамАЗ-43502 4х4, на шасси КамАЗ-65115 6х6, на шасси КамАЗ-5350 6х6 и на шасси КамАЗ-43118 6х6. Вариантов оформления «трюма» для заключённых также несколько. Популярны 30 общих мест и две индивидуальные камеры, 36 общих мест и две камеры, 22 общих места и одна камера. Для перевозки большого количества спецконтингента предусмотрен настоящий «лимузин» - автобус НефАЗ 5299-33 4х2. Такая махина берёт в общую камеру сразу 68 заключённых, а в индивидуальные – ещё двух человек. С этим автобусом – хоть в Магадан!
Перечислить все версии автозаков в России в рамках одного материала невозможно и бессмысленно. Благо, выпускать такие машины желающих тьма – бизнес прибыльный. Посудите сами: в октябре 2020 года власти Москвы заключили два контракта на поставку автозаков для московской полиции с одним предприятием – «Завод автомобильных фургонов» (ЗАФ) выиграл тендеры на 191 и 190,9 млн рублей. Ещё один контракт на 109 млн рублей получило родственное предприятие «СТ Нижегородец». Если верить контрактам, для производства данной техники достаточно штата в семь человек. В общей сложности власти Москвы направили на приобретение 100 автозаков более 491 млн рублей.
Выпуск автозаков в обозримой перспективе может обеспечить стабильный рост отечественного автопрома. По состоянию на 2019 год во всей стране эксплуатировалось порядка 1 500 единиц этой техники, отвечающей нормам, а всего на учёте состояло 2,8 тысяч автозаков. В Москве, к примеру, числилось 185 машин, в Подмосковье – 35. В Свердловской области было 117 машин, а в Красноярском крае – 74 штуки.
При росте социальной напряжённости существующий парк автозаков в России придётся расширять и обновлять ускоренными темпами: чтобы, к примеру, единовременно задержать 10 000 граждан, требуется 1 429 Газелей-Некст или 143 самые вместительные машины модели НефАЗ 5299-33.