Автомобиль из Европы: как мошенники обманывают украинцев
То, что при покупке автомобиля в Европе его нужно проверять по всем мыслимым и немыслимым базам угона, кажется очевидным. Однако бывают ситуации, когда все вроде в порядке, авто прошло даже проверку при постановке на учет в Украине, но первый же выезд за границу круто обламывает: машину объявляют угнанной и забирают на штрафплощадку. Как обезопасить себя от такого негативного опыта, если госорганы, халатно проверяющие международные базы, фактически, одобряют постановку на учет криминального автомобиля?
Очень показательную историю о том, как добиться возврата законно купленного автомобиля, который тем не менее оказался в угоне в Европе, рассказал главный редактор украинского автомобильного журнала «evo Ukraine» Игорь Кравцов.
В 2015 году он купил BMW 120d. Автомобиль пришел из Испании, имел сильно скрученный пробег, но в базах Интепола не числился. Журналист в июне поехал на авто в Европу, и уже по дороге назад на польсько-украинской таможне его огорошили: согласно базе ЕС машина числится в угоне в Испании. Полиция, эвакуатор, штрафплощадка. При этом украинцу пришлось доказывать, что у него на BMW есть документы и он не причастен к махинациям, иначе и его закрыли бы в камеру на полицейском участке до выяснения обстоятельств.
Украинец проехал Европу, но потерял машину на границе. Фото: evotrips.pro
Первым делом Игорю Кравцову удалось выяснить, что в истории не обошлось без «косяка» со стороны тогдашней ГАИ. Отправленный туда запрос подтвердил: да, автомобиль действительно значится в угоне сразу в двух базах. Это можно было узнать еще при постановке автомобиля на учет, но в МВД это не проверяют.
Игорю Кравцову предложили вызволить автомобиль «окольными» путями, но он решил действовать по закону. Отправной точкой оказался номер телефона полицейского-поляка, который присутствовал при аресте автомобиля на таможне. Этого, как оказалось потом, было достаточно.
Автомобилист написал запрос в Испанию, где машина числилась в угоне, и выяснил, что BMW принадлежал местному мошеннику. Тот прокручивал следующую схему: у него «угоняли» автомобиль с ключами и всеми документами, после чего тот добивался полной компенсации у страховой компании. Автомобиль же через подельника продавался в другой стране. Дело ушло в испанский суд и все двигалось к тому, что автомобиль оставят украинцу. Однако в январе 2017 года испанский адвокат неожиданно сообщил: «Суд постановил вернуть автомобиль первому владельцу и 120d уже находится в Мадриде». И заодно потребовал 250 евро, якобы за перевод документов.
Расстроенный водитель связался с полицейским-поляком (потребовался переводчик), который успокоил, что машина по-прежнему на штрафстоянке и без уведомления украинца ее никуда не увезут. Игорь Кравцов решил вызволять BMW через поляков.
«Сперва произошел обмен документами: я направил польской стороне все недостающие бумаги, подтверждающие акт покупки автомобиля в Украине, а Польша – справки о том, что произошел такой вот неприятный инцидент, дающий право мне, как сознательному покупателю, добиваться решения в нашем суде считаться единственным законным владельцем автомобиля», — написал Игорь Кравцов в блоге на EVO Trips.
Следующий шаг — украинец обратился в украинский суд, где подтвердили, что BMW был приобретен в Украине законно. Документы ушли в Польшу. Там польская полиция составила доказательную базу совершенной аферы и направила ее в испанский суд. «Испанский суд принял решение признать меня жертвой ситуации и законным владельцем автомобиля. Причем всего этого удалось добиться исключительно через полицию Польши – напрямую с Украиной никто так сотрудничать и не захотел», — говорит Игорь Кравцов.
Авто вернули почти через три года. Фото: evotrips.pro
Спустя 2 года и 10 месяцев машину вернули хозяину. За содержание на штрафплощадке, к слову, с него не взяли ни копейки — все расходы легли на испанца-мошенника.
Глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко говорит Autonews.ua, что здесь имеет место мошенническая схема, противостоять которой очень сложно. Ее опасность в том, что проверки автомобиля в МВД по базам угона в момент покупки автомобили как раз ничего и не могут показать.
«Знаю, как это работает в Германии. Мошенники находят немца с автомобилем, который согласен участвовать в схеме. Он отдает им автомобиль, ключи, документы, и куда-то уезжает — в командировку, на отдых или ложится в больницу. Это нужно для того, чтобы сообщить страховой, почему в тот же день не заявил о краже машины. В этом время мошенники завозят автомобиль в Украину, растамаживается, ставится на учет на подставное лицо. Через несколько дней машину снимают с учета, находит покупателя (могут даже сказать, что автомобиль ворованный и потому будет стоить дешевле) и перерегистрирует на него. Либо продают на рынке. Покупатель ставит машину на учет, проверяет по базам и видит, что с ним все в порядке — он не в розыске. После этого мошенники дают сигнал немцу, он бежит в страховую, получает 100% компенсацию, и только потом машина подается в розыск«, — объясняет Autonews.ua Олег Назаренко.
Когда ловушка захлопывается, у порядочного украинца начинаются проблемы. Его могут вызвать в МВД, чтобы он написал объяснение, откуда взял автомобиль. В случае разбирательства суд станет на сторону этого добросовестного покупателя, но если он до этого выедет за границу, машину арестуют.
Эксперты при покупке автомобиля советуют всегда «включать голову», и обращать внимание даже на мелочи.
«Обычно такие машины продаются очень срочно и намного дешевле. Если машина зарегистрирована на продавце буквально три дня, а он спешит ее продать — ждите беды. Еще один признак — если авто продает лицо, которому такой автомобиль «не по статусу». Нельзя идти на поводу жадности и верить рассказам, мол «срочно нужны деньги». Автомобиль должен хотя бы месяц у нас проездить, чтобы можно было понимать, что он не в розыске. Иначе если честный покупатель будет «пробивать» авто по всем базам, полиция скажет, что машина «чистая». У них просто за то время еще не будет информации, — говорит Олег Назаренко.
Раньше бороться с этой схемой помогали временные регистрационные талоны, которые давали на 3 месяца до получения техпаспорта. За это время ГАИ делало запрос на таможню и получала ответ, что машина честно растаможена. Но талоны отменили, потому, что это создавало неудобства честным водителям и эти авто нельзя было продавать в кредит.
Владельцу арестованного в Польше BMW очень повезло, что удалось найти испанского мошенника — «всех собак» страховщики повесили на него. Иначе украинцу не видеть бы своего автомобиля до сих пор. В этом уверен автоэксперт, глава Association of Troubleshooters Сергей Креймер.
Он говорит, что время от времени ему приходится помогать восстанавливать право собственности на автомобили, которые находились в розыске Интерпола. Эта процедура долгая и работа в большинстве случаев ведется с пострадавшей стороной — страховой компанией. С Украиной работать действительно никто из иностранцев не хочет. Все нужно делать через местных адвокатов.
К слову, самый большой риск нарваться на подобную аферу, купив авто из Испании, Италии и Германии. Покупать машины их других страна не так опасно, хотя, иногда мошенники путают следы и перепродают авто по всей Европе.
Вероятность, что авто вернут назад, довольно высока. Но вся процедура стоит довольно дорого. «Из 10 историй у нас 8 успешных случаев. Но работа адвокатов и обращения в суды — это дорого. Последний случай — решение всех вопросов за Mercedes GLK человеку обошлось в 6000 евро. Чтобы ему выдали документы и машина исчезла из всех баз. Для этого пришлось пинать всех и вся. Но если у тебя все легально — за машину можно бороться», — говорит Сергей Креймер.