Автолампы повышенной мощности: польза или вред
В России до сих пор находится немало желающих поэкспериментировать со световыми приборами автомобиля. Одни водители меняют штатные галогенки на новомодные светодиоды, другие – покупают в магазине лампочки повышенной мощности или светоотдачи. Все перечисленные способы тюнинга не просто бессмысленны, но и опасны. Тому есть разумные объяснения.
Доработка света, по мнению обывателей, - доступное каждому и безобидное баловство, которое в некотором роде даже претендует на гордое звание "тюнинг". К таким доработкам, как правило, прибегают обладатели бюджетной техники, в фарах которой с завода установлены древние, зато дешёвые галогенки. В надежде усилить световой поток, Кулибины скупают в автомагазинах лампы увеличенной мощности или подбирают иные альтернативы, забывая о том, что занимаются изменением конструкции головного света автомобиля. Такого рода переделки караются серьёзным наказанием – вплоть до лишения водительского удостоверения. И это наказание – справедливо.
Невероятно, но факт – нештатные лампы не просто светят хуже штатных, но и могут стать причиной серьёзных проблем с автомобилем, вплоть до пожара.
Сперва обратимся к лампам, на коробках к которым говорится, что они, якобы, выдают +100 или +120% к световому потоку. В действительности это ничто иное, как маркетинговый обман. Замеры специалистов подтверждают лишь одно: такие лампы выдают больший световой поток в одной из контрольных точек, в то время как в других он оказывается даже хуже стандартного. В некоторых погодных условиях результат оказывается ещё более скверным. Но и это ещё не всё: дополнительные проценты обычно исчисляются исходя из светового потока ламп предыдущего поколения того же производителя.
Окрашивание колб галогенок в различные цвета – ещё один популярный способ развода доверчивых водителей. В глазах покупателя окраска придаёт лампам невероятную крутизну. Производители таких изделий заявляют, что тот или иной цвет позволяет лампам выдавать более контрастную картинку и улучшать видимость в туман или дождь. В действительности в обычных условиях такие лампы порой светят даже хуже. К примеру, жёлтый свет слегка улучшает видимость при дожде и тумане, зато в ясную погоду должным образом не работает. Решающее значение имеет не цвет колбы, а источник света и настройки самой фары. Многие лампы выпускают с колбами разных цветов чисто из эстетических соображений – на цветовую температуру это никак не влияет.
В правилах ЕЭК ООН и российских ГОСТах, напомним, содержится норма, согласно которой головной свет может быть только нейтральным белым, с чёткой светотеневой границей, с достаточной интенсивностью в контрольных точках и не вызывающим ослепления встречных водителей.
Отдельных слов заслуживают лампы со стандартным цоколем, но иной потребляемой мощностью. Штатная проводка автомобиля просто не рассчитана на повышенный ток, поэтому может греться и плавиться. В конечном счёте эксперимент приведёт к замыканию, к оплавлению контактов либо к разрушению патронов ламп.
Приобретая лампы в автомобиль, следует учитывать несколько важных моментов. Во-первых, потребляемая лампой мощность – это далеко не главная характеристика. Пристальное внимание нужно обращать на световую отдачу, которая измеряется в люменах на ватт. Простое увеличение мощности лампы приводит к увеличению тока, бегущего по проводам. Увеличение тока приводит к большему нагреву спирали лампы. А это - почти гарантированный перегрев отражателей и разрушение патронов. Фара просто не сможет рассеять дополнительное тепло.
Как правило, повышение светоотдачи лампы проводят путём увеличения размеров спирали, что не предусмотрено в конструкции отражателя – он просто не может сфокусировать дополнительный свет: больший размер спирали даже снижает общий КПД фары. На дорогу идёт лишь пучок света, который попадает в фокус, а остальное – рассеивается вокруг. А что если воткнуть вместо галогенок светодиоды? В большинстве случаев это действие серьёзно ухудшит свет. Такие источники света конструктивно не предназначены для применения в фарах, заточенных под галогенки. Сформировать сфокусированный световой поток просто не получится. В холодное время года такая замена приведёт к ещё одной проблеме: холодные светодиоды не смогут должным образом прогреть фару – она будет потеть и обмерзать.
В погоне за улучшайзингом световым тюнерам не стоит забывать: разрешённая мощность светового потока установлена исходя из того, чтобы фары не слепили других водителей в реальных условиях эксплуатации. Увеличение мощности приведёт лишь к одному – встречные непременно оценят ваши яркие лампы и будут приветствовать вас всей возможной иллюминацией, включая дальний свет. Вот почему наилучший выбор среди галогенок – самые обычные стандартные лампочки стандартной же мощности.