8 проблем российских водителей, которых не существовало при СССР
В современной России автомобиль можно считать полноправным членом семьи: содержание его обходится недёшево, а количество проблем, которые тянет за собой факт обладания железным конём, поистине впечатляет. Мы насчитали как минимум 8 сложностей, о которых автомобилисты в СССР даже не подозревали.
Пробки
Заторы на дорогах в СССР были случаем по-настоящему исключительным. Даже жители городов-миллионников столкнулись с этим явлением относительно недавно – уже после распада Союза. Объясняется феномен просто: перед распадом страны легковой автопарк насчитывал всего порядка 17 млн единиц техники – на 1 000 жителей приходилось 59 машин. Для сравнения, по состоянию на начало 2021 года этот показатель - 309 машин на 1 000 жителей. Результат, к слову, по-прежнему чрезвычайно низкой по сравнению с развитыми странами. Расширение дорожной сети за прошедшие 30 лет на фоне роста автомобилизации выглядит более чем скромным: в шесть раз больше она, как минимум, точно не стала.
Платные дороги
Дополнительно платить за проезд по дорогам в СССР не требовалось – вся дорожная сеть страны была бесплатной. Впрочем, не существовало в те времена и самой потребности в платниках – дорог на наш мизерный автопарк хватало с лихвой. Речь, подчеркнём, не идёт о качестве асфальта и протяжённости дорожной сети – лишь о дополнительных тратах на поездку. Первый платник – реконструированный отрезок М-4 «Дон» - заработал в России лишь в 1998 году. Теперь платные дороги стали неотъемлемой частью жизни россиян: не заплатишь – не поедешь. Вернее, поедешь, но проведёшь в пути целую вечность. Радоваться или огорчаться из-за платных дорог? Скорее, расстраиваться – они вполне могли бы быть бесплатными, как, например, в Германии. Но в этом российские власти абсолютно не заинтересованы. Тарифы, к слову, у нас весьма высокие: за проезд по дорогам нередко приходится выкладывать больше, чем за потраченное в пути топливо.
Платные парковки
Платные парковки в современной России появились даже раньше платных дорог – в 1997 году в Москве. Сейчас припарковать машину бесплатно невозможно далеко не только в центре столицы – платные парковочные места и целые зоны есть едва ли не во всех мало-мальски крупных областных центах и даже мелких туристических городках. Платная парковка позиционируется властями как стимул к отказу от личного транспорта, а ценники стремятся в космос. Парковка в Москве может обойтись в 380 рублей за один час – столько за указанный отрезок времени абсолютное большинство россиян даже не зарабатывает.
Дорожные камеры
Советские люди каких-то 30 лет назад и представить не могли, что на дорогах их будут ловить тысячи камер. Автоматические устройства официально заработали в России совсем недавно – в 2010-2011 годах. По состоянию на данный момент наша сеть дорожных камер вполне может претендовать на звание самой развитой в мире. Пожалуй, только в России, проехав отрезок в пяток километров, можно насобирать кучу штрафов на многие тысячи рублей от нескольких комплексов фотовидеофиксации. Накажут за всё: за превышение скорости и нарушение правил разметки, за остановку в неположенном месте и телефон в руках… Год от года число автоматических штрафов и камер, их рассылающих, увеличивается в геометрической прогрессии. Но и это не предел: вряд ли кто-то сомневается, что скоро в России «закладывать» автовладельцев-нарушителей будет сам автомобиль – посредством телематики.
Отсутствие гаражей
В советские времена граждане в большинстве своём не просто покупали автомобиль, но и приобретали для своего железного коня гараж. Он был неудобным - что называется, у чёрта на куличках - но всё-таки был. Теперь для жителей мегаполисов гараж - непозволительная роскошь: кооперативы массово уничтожаются и застраиваются человейниками-небоскрёбами. Парковочные места в бетонных склепах присутствуют не всегда и в весьма ограниченном количестве. Купить их большинство граждан в принципе не может: стоимость парковки превышает стоимость новенького автомобиля Lada и многих иномарок массового сегмента. Приходится выбирать – гараж или машина.
Хамство
Автомобили у россиян худо-бедно появляются, а вот культура вождения – нет. Агрессия на дорогах, полное отсутствие взаимовыручки и откровенное хамство со стороны автомобилистов в новой России стали нормой жизни. Чем круче и дороже машина – тем в большей мере это проявляется. Бросать машины во дворах и на обочинах в СССР, к примеру, было не принято, как было не принято обгонять других по обочине, играть в шашечки, парковаться на тротуарах, не обращать внимание на знаки и в целом кичиться своей «крутой» тачкой, ставя себя выше других.
Грабительские налоги
Транспортный налог в современной России вполне можно назвать грабительским. Даже не потому, что собирается он, как минимум, дважды – в виде транспортного налога и в виде топливного акциза. Ставки прямого налога в каждом регионе разные и устанавливаются региональным законодательством. Зависят они в первую очередь от критерия, привязанного за уши – мощности двигателя. К примеру, за средненький по нынешним меркам автомобиль мощность 150 л. с. в Москве за год налог составляет 5 250 рублей, а за машину мощностью 180 л. с. – уже 9 000. Если ваша машина стоит больше 3 млн (а в эту категорию попадает порядка 1 400 представленных на рынке модификаций) – вы почти олигарх! Получите повышающий коэффициент! Транспортный налог при таком раскладе легко выливается в десятки тысяч. И это, не считая скрытого налога - топливного акциза.
ОСАГО
Уверены: если бы не законодательная обязаловка, никаких полисов автогражданской ответственности большинство законопослушных граждан в России сегодня бы не покупало. В Союзе обязательной страховки не существовало в принципе: в случае ДТП автомобилисты самостоятельно решали вопросы с компенсацией и восстановлением. Все инструменты для этого имеются и сейчас – достаточно подать на виновника аварии в суд. Автомобилисты в СССР страховали транспортное средство в добровольном порядке – обычно только новые машины. К сожалению для многих, в 2002 году всё изменилось. Теперь есть ОСАГО – ещё один «налог», от которого большинство водителей могло бы безболезненно отказаться.