Мотор ест масло: почему и как быть

Любой двигатель внутреннего сгорания не может работать без масла. Обычно масло в моторе меняется с определённым интервалом, например, один раз в 15 000 км или раз в год. Однако на практике многие автовладельцы сталкиваются с неприятностью: от одного ТО до другого масла просто не хватает – его приходится доливать. Проблема налицо, её надо как-то решать!

Сам по себе расход масла в любом моторе – норма. Различаются движки лишь своими аппетитами. Один агрегат может играючи преодолеть без доливки и 10, и 20, и даже 30 тысяч километров, другой лопает пол-литра - литр на каждую тысячу километров пути. Иногда повышенный расход – признак поломки вашего мотора, но в некоторых случаях он может быть нормой. Как понять, стоит ли беспокоиться и надо ли ехать в ремонт?

Начать разбираться в данном вопросе мы настоятельно рекомендуем с изучения инструкции к вашему авто. В большинстве случаев в ней содержатся сведения о предельно допустимом расходе масла, который сам производитель считает нормой. Как правило, это значение достаточно велико (оно и понятно – в бесплатном ремонте дорогостоящего агрегата производители, мягко говоря, не заинтересованы). Увидев в инструкции, к примеру, значение 1 л/1 000 км, не удивляйтесь – разработчики подстраховались, дабы снять с себя ответственность. Однако хорош ли такой расклад для автовладельца? Разумеется, нет: помимо заправки горючего приходится периодически подливать ещё и масло, а оно, как известно, стоит немало. Как минимум, масложор - это дополнительные хлопоты и траты, как максимум – грядущий ремонт ДВС.

Указанные в инструкциях нормы расхода масла нормой посчитать можно с очень большой натяжкой. Убедиться в этом вы сможете, пообщавшись с обладателями аналогичных вашему автомобилей. Если у других владельцев данной модели мотор «кушает» масла ощутимо меньше, чем на вашем авто, можно смело начинать искать поломки. Впрочем, как мы уже намекали, виновником проблемы могут быть и конструктивные недочёты, допущенные производителем на этапе проектирования и сборки силового агрегата.

depositphotos

Причин масложора гораздо больше, чем может показаться. У моторов последних лет масляный аппетит заметно выше, чем у старых атмосферных движков. Причин тому великое множество. Пытаясь выжать максимум мощности с единицы рабочего объёма, автопроизводители задирают степень сжатия и добавляют в конструкцию турбокомпрессоры, которым, как известно, тоже требуется масло. Высокая нагруженность агрегата и сложность системы смазки приводит к повышению естественных потерь. Газодинамические уплотнения турбины не обладают высокой герметичностью – часть масла летит прямиком в «улитку», а затем сгорает в «котлах». Высокая степень форсировки моторов приводит к прорыву газов через уплотнительные кольца в зону картера. Повышенная рабочая температура становится причиной ещё одного неприятного явления: картерные газы активно смешиваются с парами масла, а потом летят в камеры сгорания. Это ещё больше увеличивает масляный угар. Специалисты подсчитали, что порядка 80% суммарных потерь масла приходятся как раз на угар в цилиндрах.

При повышении расхода масла в моторе стоит внимательно изучить агрегат на предмет утечек: масло может сочиться из-под неплотно закрученного фильтра, убегать через прохудившиеся сальники, старые прокладки или недокрученную сливную пробку. В самом худшем из вариантов оно может даже попадать в антифриз через трещины в прокладке головки блока, а то и вовсе идти прямиком в цилиндр. С годами начинаются проблемы и из-за ссохшихся маслосъёмных колпачков – масло начинает сочиться по втулкам клапанов непосредственно в камеры сгорания.

При наихудшем сценарии масло попадает в цилиндры из-за банального износа мотора и залегания колец. Понять, что это происходит, можно по состоянию свечей зажигания и по густому белому дыму из выхлопной трубы. Запах горящего масла вы вряд ли с чем-то спутаете.

Какова же норма расхода масла, при которой можно продолжать эксплуатацию автомобиля? Специалисты рекомендуют пользоваться следующей формулой: масла должно расходоваться не больше 0,1-0,3% от объёма топлива. Иными словами, если вы тратите 10 л бензина на 100 км, масла за это расстояние должно израсходоваться порядка 20 граммов (в идеале – заметно меньше). А вот турбодизели легко могут съедать и все 0,8-3% масла от объёма топлива.

Источник

Автор: Снежана Логвинова
3.07.2020 (07:33)

Подпишитесь на новости

Чтобы всегда быть в курсе наших новостей
и обзоров - просто подпишитесь на нашу
рассылку новостей.