Как ротация колёс помогает сэкономить шины и деньги

На большей части территории России в законные права вступила весна: самое время подумать о сезонной смене шин на автомобиле. «Переобувать» железного коня следует с умом. Это поможет вам сэкономить значительные средства и продлить срок службы комплекта покрышек. Рассказываем о том, как правильно выполнять ротацию шин или колёс в сборе.

Почему ротация колёс на автомобиле действительно необходима

При сезонной переобувке автомобиля полностью новые шины устанавливаются относительно редко: большинству автовладельцев приходится иметь дело с уже бывшими в употреблении покрышками. Объясняется это просто – комплекта шин среднестатистическому водителю в России хватает на 4-5, а то и более сезонов. Подвох заключается в том, что шины в процессе эксплуатации изнашиваются неравномерно – износ зависит от ряда факторов, которые обязательно нужно учитывать во время переобувки.

За какие зимние шины не оштрафуют летом: полезный лайфхак

Передние шины легковых автомобилей практически всегда изнашиваются намного быстрее задних. Это связано, в первую очередь, с двумя факторами: особенностями развесовки и тем, что передние колёса являются управляемыми. Как правило, на переднюю ось транспортных средств приходится порядка 60% всей массы, а на заднюю – в районе 40%. Соответствующим образом распределяется и нагрузка на шины. Передние покрышки страдают сильнее задних при маневрировании. Изнашиваются они и по причине неправильных углов развала и схождения колёс.

Depositphotos

По факту на переднеприводных автомобилях покрышки ведущей оси стираются почти вдвое быстрее задних. Если не выполнять своевременную ротацию колёс, передние шины можно полностью укатать за пару сезонов, сохранив в почти первозданном виде покрышки задней оси. Своевременная перестановка шин позволяет продлить эксплуатацию всего комплекта, нередко – включая запаску. При введении в ротацию полноразмерного запасного колеса можно добиться повышения порога износа шинного комплекта примерно на 20%.

Когда выполняют ротацию

Ротация колёс напрямую связана со степенью износа протектора каждого отдельно взятого колеса. Выполнять эту процедуру специалисты рекомендуют, как минимум, раз в 10 000 километров пробега. Если вы не совершаете за сезон запредельных пробегов, имеет смысл совмещать ротацию колёс с сезонной переобувкой шин – один раз в год. Иными словами, каждый сезон ваши колёса должны меняться местами.

Как износ протектора влияет на сцепные свойства шин

Из этого правила есть исключение. Случается, что на автомобиле сбиваются углы развала-схождения – одна или две шины изнашиваются неравномерно и очень быстро. Заметив проблему и поправив углы установки колёс на стенде, стоит сразу же озаботиться внеплановой ротацией. Действовать здесь следует по обстоятельствам – исходя из того, насколько сильно пострадали ваши шины.

Схемы ротации

Существует несколько рабочих схем ротации колёс. При их выборе автомобилисты руководствуются степенью износа шин той или иной оси, типом привода автомобиля, наличием или отсутствием полноразмерного запасного колеса той же марки и модели, что и основной комплект, и даже типом рисунка протектора. Нюансов много, и все их приходится учитывать.

Шины с направленным рисунком протектора (имеют стрелку на боковине, указывающую направление вращения, и слово Rotation) принято переставлять с передней на заднюю ось по одной и той же стороне автомобиля. Все другие схемы по отношению к такому типу покрышек оказываются малоприменимыми: чтобы переставить шину с правой стороны на левую и наоборот, требуется, как минимум, снять её с диска и пересобрать колесо. При наличии готового комплекта колёс на дисках это повлечёт за собой дополнительные финансовые траты.

О каких неисправностях говорят повреждения шин?

Если вы имеете дело с ненаправленным рисунком протектора, в том числе асимметричного типа, вариантов перестановки становится больше.

На переднеприводных автомобилях шины с ненаправленным и асимметричным протектором рекомендуется с передней оси переставлять на заднюю с сохранением направления вращения, а задние – ставить вперед, меняя сторону (справа налево и наоборот).

Как ротация колёс помогает сэкономить шины и деньги
Так рекомендует переставлять шины один из лидеров шинной индустрии, компания Michelin
Michelin

Если у вас автомобиль с задним или полным приводом, а покрышки с ненаправленным протектором (включая асимметричный), задние шины устанавливаются на переднюю ось с сохранением стороны и направления вращения, а передние – назад по диагонали.

Некоторые автомобили оснащаются разновеликими шинами: покрышки передней оси имеют один размер, а задней – другой. В этом случае ротация возможна только по одной схеме – правые колёса становятся левыми с сохранением оси и наоборот. В случае с направленным рисунком протектора без разбора каждого колеса уже не обойтись.

Как летняя жара приканчивает шины

Применима на всех типах автомобилей и схема, при которой переднее правое колесо устанавливается назад налево, а переднее левое – назад направо. Задние шины точно так же перемещаются вперёд по диагонали. Правда, в случае с направленным рисунком протектора без разборки/сборки всех четырёх колёс обойтись не удастся.

Как задействовать запасное колесо

В руках некоторых счастливых россиян имеются автомобили с полноценным запасным колесом. Особенно повезло тем автовладельцам, кто владеет шинами с симметричным ненаправленным или асимметричным ненаправленным рисунком протектора. В этом случае запаску можно и даже нужно использовать при ротации. Сделать это можно двумя способами.

Как ротация колёс помогает сэкономить шины и деньги
Depositphotos

При первом способе переднее правое колесо кладётся в багажник. Запаска ставится на место заднего правого колеса. Заднее правое колесо, в свою очередь, ставится на место переднего левого. Переднее левое – на место заднего левого, а заднее левое – на место переднего правого.

Вторая схема работает следующим образом. Запасное колесо из багажника ставится на место заднего правого колеса, а заднее правое – на место переднего правого. Переднее правое колесо занимает место заднего левого колеса, а заднее левое – место переднего левого. Переднее левое колесо убирается в багажник и становится запасным.

При последующих ротациях нужно придерживаться ранее выбранной схемы. Этот нехитрый приём действительно помогает продлить жизнь всему комплекту шин, а значит, повысить безопасность и сберечь ваши средства.

Источник

Автор: Снежана Логвинова
7.04.2021 (18:33)

Подпишитесь на новости

Чтобы всегда быть в курсе наших новостей
и обзоров - просто подпишитесь на нашу
рассылку новостей.